Интересные статьи и материалы-сюда!

Абсолютно любые темы, преимущественно не технические, которые мотористы могут обсуждать в "курилке", поскольку они отсутствуют в перечне профессиональных форумов.

Модераторы: AB-Engine, Aston, Администраторы

а-мотор
Технический директор
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 18 окт 2005, 18:26
Откуда: МосковскаяОбл..г.Красноармейск

Интересные статьи и материалы-сюда!

Сообщение а-мотор »

EЖЕГОДНО морской кадетский корпус, расположенный на уединенном японском острове Этадзима и являющийся кузницей офицерских кадров императорского флота, посещают тысячи экскурсантов. Заезжих туристов из Старого и Нового света сюда, в святая святых военно-воздушных сил Страны восходящего солнца, допускают редко, и потому основную массу посетителей составляют японские школьники и студенты. С пестрой, гудящей, словно пчелиный рой, толпой молодежи резко контрастирует группа держащихся особняком пожилых мужчин. Примерно так смотрелось бы сегодня на скоростной магистрали мегаполиса тихоходное авто начала прошлого столетия. Эти седовласые старики появляются на острове каждый август, в канун очередной годовщины капитуляции Японии во Второй мировой войне. Их маршрут по территории кадетского корпуса вот уже более полувека остается практически неизменным. Сначала, о чем-то тихо переговариваясь, они проходят вдоль кромки одетого в гранит морского берега, осматривают экспозицию оружия и техники времен войны. На несколько минут задерживаются у поставленного здесь же на вечный прикол легендарного истребителя "Зеро". А потом долго молчат, стоя в зале памяти погибших в боях камикадзе. О чем думают они, вглядываясь в потускневшие от времени портреты боевых товарищей, читая выбитые на мраморных плитах имена? Эта тайна надежно скрыта от окружающих под самурайской невозмутимостью изборожденных беспощадным временем лиц. Но говорят, будто те немногие летчики-смертники, которые дожили до наших дней, даже на закате лет сожалеют лишь об одном: война закончилась, а они так и не успели совершить свой последний полет, полет в один конец…


ВОЗВРАЩЕНИЕ "БОЖЕСТВЕННОГО ВЕТРА"
СЛОВО "камикадзе" вопреки расхожему мнению появилось задолго до Второй мировой войны. В XIII веке орды монгольских завоевателей, поработившие к тому времени Китай, все чаще обращали свои взоры на восток, где непокоренной оставалась лишь Япония. В 1274 году китайский богдыхан из монгольской династии Хубилай, внук Чингисхана, направил к берегам Страны восходящего солнца свои боевые корабли. Но планы монголов были сорваны страшнейшим тайфуном, который, словно щепки, разметал непобедимые флотилии. Спустя семь лет Хубилай предпринял повторную морскую экспедицию, но история повторилась снова. Будучи весьма религиозным народом, японцы посчитали, что здесь не обошлось без вмешательства свыше, и назвали спасительные штормы "ками кадзэ", что в переводе означает "божественный ветер".
Спустя семь столетий архипелаг в очередной раз оказался под угрозой завоевания. В 1944 году Япония, еще помнящая Перл-Харбор и военные успехи начального этапа войны, бесповоротно катилась к поражению. Высшему японскому командованию становилось очевидно, что со дня на день союзники отвоюют Филиппины, тем самым отрезав метрополию от нефтеносной Индонезии и лишив милитаризированную экономику Японии основного источника сырья. Силы империи, противостоявшей коалиции серьезных противников, таяли с каждой неделей. При этом наиболее существенные потери несли военно-морской флот и морская авиация — то есть основная ударная сила, с которой японские "ястребы" связывали последнюю надежду на победу.
Но все же корень зла крылся не в количестве потопленных авианосцев или сбитых американскими асами истребителей. Самым тяжелым было то, что большинство опытных японских пилотов погибло еще в 1942 году. И положение продолжало ухудшаться. Летные школы просто не успевали подготавливать пилотов взамен выбывших. В довоенной Японии опытным считался пилот, если у него было не менее 700 часов налета. В курсанты принимали с 15-17 лет. Программа подготовки пилота была рассчитана на 4-5 лет, в течение которых будущий пилот должен был закончить курс общеобразовательной средней школы, 14 месяцев общей и не менее 12 месяцев специальной летной подготовки. Также флот набирал курсантов из числа офицеров или мичманов. Они учились в течение 12 месяцев и считались нормальными пилотами. Однако им требовалось еще не менее года, чтобы получить квалификацию пилота палубной авиации. В условиях надвигающейся военной катастрофы командованию пришлось сокращать сроки подготовки летчиков-офицеров сначала с года до 10 месяцев, а затем и до трех. Понятно, что такие наспех обученные зеленые юнцы практически не имели шансов выйти победителями из воздушного боя с более опытным противником и фактически становились смертниками.
Анализ сложившейся на тихоокеанском театре военных действий ситуации заставлял японских военачальников искать новые пути. Как и семь веков назад, спасти Японию могло лишь чудо, но дожидаться его от богов не было времени. Идея использовать в войне против флота США летчиков-смертников принадлежала вице-адмиралу Ониси Такидзиро — жесткому и волевому служаке, принимавшему активнейшее участие в разработке плана нападения на Перл-Харбор. По его мнению, военно-техническому и количественному превосходству союзников истощенная Япония могла противопоставить лишь силу духа своих солдат. "Камикадзе токебуцу когекитай", то есть "Специальный ударный корпус божественного ветра" был сформирован осенью 1944 года, в самый разгар боев за Филиппины. От живых воплощений "божественного ветра" не требовалось особого мастерства пилота: их задача состояла в том, чтобы поднять самолет в воздух, дойти до цели и, прорвавшись сквозь заградительный огонь, врезаться в палубу вражеского корабля. Отец камикадзе и командир вновь сформированного корпуса вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимали, что война уже проиграна. Создавая корпус летчиков-смертников, они рассчитывали, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.


Справка "Братишки"
Создатель корпуса камикадзе вице-адмирал Ониси Такидзиро родился в 1891 году. Окончил военно-морскую академию Этадзима. Участвовал в Первой мировой войне, в которой Япония сражалась на стороне Антанты. Будучи летчиком зарождавшейся тогда морской авиации, Ониси получил первую боевую награду за потопление немецкого минного заградителя в Циндао. После окончания войны Ониси стал одним из энтузиастов морской авиации. Работал вместе с адмиралом Ямамото над созданием авиации японского военно-морского флота. Уже получив звание контр-адмирала, Ониси командовал авиационными флотилиями во время войны в Китае, вместе с капитаном 2-го ранга Гэнда Минору он разрабатывал план нападения на Перл-Харбор. Он также руководил крупными операциями морской авиации на Филиппинах и в Голландской Вест-Индии. В октябре 1944 года Ониси перешел со штабной службы на командную и начал формирование первых подразделений пилотов-смертников.

Ранним утром 16 августа 1945 года военный грузовик медленно ехал по пустынным улицам Токио. В машине стоял ящик, сколоченный из сосновых досок, в котором лежало тело Ониси. Услышав решение императора о капитуляции Японии, адмирал свел счеты с жизнью, чтобы избежать позора. Ониси вернулся домой и сделал себе харакири. Отказавшись от какой-либо помощи, он пролежал в кровавой луже на полу около 18 часов. Когда же смерть наконец пришла к нему, он сжимал руку своего друга...


"Я ПО СОВЕСТИ, УКАЗУ ЗАПИСАЛСЯ В КАМИКАДЗЕ…"
19 ОКТЯБРЯ 1944 года вице-адмирал Ониси прибыл на аэродром Кларк Филд на острове Лусон, главную базу истребительной авиации на Филиппинах, где провел совещание с командирами подразделений. Здесь он впервые официально предложил применять тактику самоубийственных атак. После этого адмирал обратился с пламенной речью к пилотам: "Япония в величайшей опасности. Ее спасение теперь не под силу министрам, генеральному штабу и нижестоящим командирам вроде меня. Только вы, молодые, сильные духом люди, можете спасти родину. Поэтому я от имени 100 миллионов наших соотечественников прошу вас пойти на эти жертвы и молюсь за ваш успех. Вы уже боги, без земных желаний". Надо отметить, что недостатка в добровольцах не было. Подразделения морской и армейской авиации просто переименовывались в отряды камикадзе, так как все до единого пилоты выражали готовность отдать свои жизни. Весьма показателен пример лейтенанта Хаджиме Фуджи, который буквально на следующий же день после призыва Ониси пришел в пункт набора камикадзе. Но на его заявлении поставили визу "отказать": в корпус смертников не брали семейных. Спустя неделю жена офицера сначала убила своих годовалых детей, а потом покончила жизнь самоубийством. В предсмертной записке женщина написала, что не хочет мешать мужу в выполнении его миссии. Японское правительство, кстати, не предавало этот случай огласке вплоть до самого конца войны.

В качестве самолета для камикадзе было решено использовать истребитель Мицубиси A6M "Зеро-Сен" — один из лучших истребителей Второй мировой войны, — с подвешенной к фюзеляжу 250-килограммовой бомбой. Кому-то может показаться, что этого не вполне достаточно для нанесения серьезных повреждений. Однако следует учитывать, что авианосец представлял собой очень удобную мишень, особенно в определенные моменты. К примеру, чтобы выпустить самолеты, авианосец должен был развернуться против ветра, на время теряя возможность менять курс, а значит, и уклоняться от атак. Кроме того, на полетной палубе авианосцев самолеты, как правило, стояли с полными баками горючего, снаряженные бомбами и торпедами. Взрыв одного такого самолета мог привести к катастрофе, особенно если сдетонируют запасы авиационного бензина, которые на авианосцах некоторых типов могли достигать нескольких тысяч тонн. Позже помимо истребителей "Зеро" стали использоваться пикирующие бомбардировщики "Вэл" и "Джуди", а также бомбардировщик "Фрэнсис". "Вэлы", например, могли нести до 1250 килограмм бомбовой нагрузки.
Первая атака камикадзе была совершена утром 25 октября 1944 года в районе филиппинского острова Лейте. Для участия в операции, которой руководил лейтенант Иукио Секи, были подготовлены 26 истребителей: часть из них обеспечивала прикрытие, остальным же, разделенным на четыре звена, отводилась роль смертников. В 10.45 пилоты заметили соединение американских кораблей, выделенное для прикрытия берегового плацдарма. Японские самолеты пошли на снижение. Поначалу американцы не придали значения небольшой группе истребителей, приближавшихся со стороны Филиппин. А когда в молчавшем до этого радиоэфире прозвучало тревожное предупреждение, было уже слишком поздно…Первый "Зеро" зашел с кормы авианосца "Сенти" и обрушился впереди кормового самолетоподъемника. Полетная палуба оказалась сильно исковеркана, возник пожар. При взрыве погибло 16 и было ранено 27 членов экипажа. Через несколько минут другой истребитель протаранил авианосец "Суони", выведя корабль из строя. Американцы, пытаясь спасти свои жизни, открыли ураганный огонь, и на авианосце "Уайт Плейнз" даже сумели отбить несколько атак. Экипаж стоявшего за ним авианосца "Сент-Ло" проявил большую беспечность: "Зеро" с подвешенной бомбой проревел над кораблем, вошел в крутое пике и разбился на взлетной палубе недалеко от средней линии. Загорелись топливные резервуары, расположенные под палубами. Двумя минутами позже прогремел сильный взрыв — сдетонировали торпеды и бомбы, и огромная часть взлетной палубы откололась от корабля. По словам выживших, впечатление было такое, будто корабль разорвало пополам, как лист бумаги. Пламя взметнулось вверх на 30 метров, превратив "Сент-Ло" в гигантский факел. 21 минуту спустя авианосец затонул, унеся с собой в пучину 114 членов команды. В этот день японцы потопили один и существенно повредили шесть авианосцев противника, потеряв при этом 17 самолетов. Первый боевой вылет корпуса камикадзе оказался более чем удачным, и адмирал Ониси немедленно приступил к формированию новых групп.


"ДО ВСТРЕЧИ В ХРАМЕ ЯСУКУНИ"
КТО ЖЕ становился новым спасительным тайфуном? Существовало два способа вербовки в камикадзе. Начинающие летчики могли подать заявление о приеме в корпус по собственной инициативе. Документы свидетельствуют, что количество желающих позволяло даже проводить весьма строгий отбор кандидатов. В первую очередь принимали отличников, избегая к тому же брать старших сыновей в семье — тем надлежало продолжать фамильный бизнес. Иначе обстояло дело с более опытными летчиками. Среди них распространяли анкеты с вопросом типа: "Хотите или не хотите вы стать камикадзе? Ненужное зачеркнуть". Отбирали тех, кто выбирал первый вариант. Но здесь необходимо учитывать национальный менталитет. Умереть, если это потребуется, в Японии традиционно считалось долгом мужчины. Анкеты были именными, и подписаться под нежеланием стать самоубийцей фактически было равносильно тому, чтобы повесить на грудь табличку с надписью: "Я трус".

Сохранились дневники и предсмертные письма камикадзе. Многие из них пишут, что, уходя из жизни, не только не испытывают горьких сожалений, но, напротив, горды и счастливы умереть за страну. Не исключено, что все не соответствовавшее это бодрой формуле вымарала военная цензура, которая жестко контролировала переписку, не допуская ни единой червоточины, потенциально способной подорвать боевой дух в войсках. Однако искренность писавших похожа на правду, тем более что в Японии традиционно интересы группы превалировали над интересами личности, а общинное сознание стало подвергаться все более заметной эрозии лишь в самые последние годы.
У камикадзе быстро сформировались собственные ритуалы и обычаи. Кроме трех лепестков сакуры, выбитых на пуговицах летной формы, пилотов-смертников отличали белые головные повязки-хатимаки, на которых был изображен красный солнечный диск. Часто на них писали патриотические лозунги (например, "Семь жизней за императора!"). Такие повязки носили воины-самураи феодальной Японии для того, чтобы они впитывали пот, а волосы не попадали в глаза. Перед вылетом обязательно устраивалось небольшое застолье, и летчики выпивали по чашке саке. Каждому вручали именной короткий самурайский меч в парчовых ножнах. Многие камикадзе перед последним полетом в лучших самурайских традициях сочиняли предсмертные стихотворения-танки:

Подобно вишневому цвету
По весне,
Пусть мы опадем,
Чистые и сверкающие.

Еще пилоты брали с собой различные амулеты, приносящие удачу, и несколько медных монет, чтобы расплатиться за переправу через Санзу-но-кава, реку, по буддийским поверьям, лежащую на пути в царство мертвых. Впрочем, за свою загробную жизнь камикадзе не стоило волноваться: им предстояло превратиться в богов. Согласно представлениям синтоизма, древнейшей религии Японии, после смерти камикадзе становились "гунсинами" — военными божествами, духами-покровителями страны. Медные таблички с их именами устанавливались в храме Ясукуни, где, по поверью, обретали последнее пристанище души воинов. Перед посадкой в самолет смертники говорили друг другу ритуальную прощальную фразу: "До встречи в храме Ясукуни".
К концу войны были законодательно оформлены права и льготы смертников, а также членов их семей. До свидания с богами камикадзе получал возможность пожить всласть на грешной земле. Каждый владелец ресторана считал за честь принять у себя пилота-смертника, не беря с него денег. Всеобщим почетом, уважением и любовью окружалась и ближняя родня будущего ками.

Несмотря на то, что все пилоты из специального ударного корпуса горели желанием отдать жизнь за императора, в бою они вели себя достаточно хладнокровно. Если не находилось подходящей цели для атаки, камикадзе не только имел право, но и был обязан вернуться на базу. Пилоты-смертники вылетали на задание под прикрытием самолетов сопровождения, которые защищали смертников от атак истребителей противника. Пилотам истребителей сопровождения категорически запрещалось самим применять смертельную атаку, хотя они страшно завидовали тем, кто идет на цель. На корабль противника следовало идти с открытыми глазами, не закрывая их до самого последнего мгновения. Смерть, согласно средневековым традициям феодального воинства, должна была восприниматься без каких-либо эмоций, спокойно и тихо, с улыбкой. Такое отношение к собственной кончине считалось для воина идеальным.
А вот как о последнем мгновении жизни говорилось в одной из книг, по которым готовились будущие камикадзе: "Представьте себе, что вы у цели. До нее осталось лишь два-три метра. Вы видите каждую заклепку на палубе вражеского корабля. Последние секунды... Вам кажется, что вы парите в воздухе. Перед вами возникает лицо матери. Она не плачет, нет — все как всегда. А потом вы слышите тихий звук, такой, будто разбили хрустальную вазу. Вас больше нет".


ДУХОМ ПРОТИВ МАШИН
УСПЕХ первой операции вдохновил японское командование на создание новых отрядов камикадзе как в военно-морских силах, так и в ВВС. Военная машина ускоренными темпами стала штамповать новых смертников. В последующие месяцы для выполнения аналогичных миссий было подготовлено свыше 2000 самолетов. Корабли Соединенных Штатов стали все чаще встречаться с самолетами-самоубийцами. Обеспокоенные американские моряки надеялись, что камикадзе — явление временное, которое не получит широкого распространения. Они еще не знали о создании специального подразделения японского воздушного флота под командованием Ониси.
< br>Союзники быстро учились. Над кораблями теперь в обязательном порядке организовывалось патрулирование истребителями, а все свободное место на палубах занимали зенитки. При атаках камикадзе плотность зенитного огня была такова, что иногда в воздухе взрывались даже сброшенные бомбы. Задача стояла одна: не допустить пилотов-смертников к кораблям. Иногда это сделать удавалось, иногда нет.

29 октября самолет камикадзе поразил авианосец "Франклин", проделав 12-метровую дыру в палубе и уничтожив 33 самолета. Погибло 56 моряков. Другой камикадзе врезался в авианосец "Белли Вуд", убив 92 и ранив 44 моряка. 1 ноября американский эсминец "Абнер Рид" после попадания камикадзе затонул, 2 эсминца были выведены из строя. 5 ноября, несмотря на неистовство американских зенитчиков, камикадзе врезался в мостик авианосца "Легсингтон", убив 41 и ранив 126 человек. 25 ноября не повезло авианосцу "Интерпид": в него врезались два "Зеро" с бомбами. Авианосец горел два часа, погибло 79 человек. Получили повреждения еще 3 авианосца.
Примерно в это время американцы начали понимать, что камикадзе — не эпизодическое явление в войне, а организованный и спланированный способ ведения боевых действий, поддерживаемый мощной пропагандистской кампанией. По токийскому радио часто передавали песню-гимн камикадзе:

Незаметные песчинки,
Мы преданы стране.
За нее идем в свой
последний путь…

Руководство американских вооруженных сил было вынуждено выступить со специальными заявлениями, чтобы разъяснить общественности ситуацию. Поступки японцев были объяснены их фанатизмом и традиционным для Японии презрением к человеческой жизни, как к своей, так и чужой. Последующие события показали, однако, что таких простых объяснений недостаточно. Американцы, как военные, так и гражданские, были готовы согласиться, что коварные и жестокие японцы, какими их изображала американская пропаганда, презирают чужие жизни. Но как можно точно так же относиться к собственной жизни — американцы понять не могли. Такое поведение японцев оказывало завораживающее, почти магическое действие и вызывало невольное уважение к противнику.

26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейтс. Первый удар получил крейсер "Сент Луис": погибло 33 моряка. Затем нападению подверглись линкоры "Колорадо" и "Мэриленд", а также 4 эсминца, один из которых затонул. В декабре американский флот потерял несколько транспортов и эсминцы "Махэн", "Уорд", "Лэмсон", было повреждено несколько десятков кораблей.

3 января наблюдатели авианосца "Оммани Бэй" проморгали двухмоторный самолет камикадзе. Он пробил полетную палубу, его бомбы взорвались в ангаре, который превратился в море огня. От высокой температуры корабельные переборки коробились и лопались, помогая распространяться огню. Вскоре огонь добрался до торпедного отсека, и мощный взрыв поставил в агонии корабля точку. Погибло 95 моряков, 65 было ранено. Еще один камикадзе попал в авианосец "Манила Бэй", сильно повредив его. Следующим был крейсер "Австралия", его потери составили 55 человек. Затем был случай, когда камикадзе пролетел между линкором "Западная Вирджиния" и авианосцем "Натома Бей", а зенитчики обоих в запале боя изрешетили борта друг друга. Также было потоплено несколько мелких кораблей и транспортов.
6 января пришел черед линкора "Нью-Мексика", когда камикадзе врезался в его мостик. Погибли 24 человека, в том числе командир корабля и генерал-лейтенант Ламден (дежурный адмирал Черчилля на американском флоте). При ударе по линкору "Калифорния" погибли 45 человек. Мостик крейсера "Лучевилл" притянул еще одного камикадзе, в результате чего в горящем бензине погиб 31 человек, среди которых был адмирал Чендлер, и ранено 56 моряков.

Камикадзе на Филиппинах добились весомых результатов. Американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.
Следующий эпизод действий камикадзе произошел на Тайване (Формоза). 21 января получил удар авианосец "Тикандерога", его потери составили 140 человек. Авианосцу "Бисмарк Си" повезло еще меньше: в его кормовой самолетоподъемник врезался самолет камикадзе, и когда в ангаре возник пожар, почти в то же место угодил второй, убив всех пожарных. Затем весь корабль объяло пламя, и через некоторое время он взорвался вместе с 318 членами экипажа.
Когда в конце 1944 года начались массовые атаки летчиков-самоубийц, психологический шок от них был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.


"ОНИ ПОХОДИЛИ НА СМЕРЧ…"
В МАРТЕ 1945 года японская разведка сообщила об увеличивающемся интересе вражеских спецслужб к острову Окинава, расположенному в шестистах километрах к югу от Японии. На самом высоком уровне в Токио чиновники и офицеры убеждали себя в том, что самолеты-самоубийцы смогут переломить ход войны.
Операция по высадке на Окинаву началась 1 апреля. Янки с ужасом ожидали начала атак камикадзе. К этому времени уже все американские моряки знали яростную мощь "божественного ветра" и во что превращаются корабли после того, как он пронесется над ними. Обугленные, искалеченные палубы, сгоревшие остовы самолетов, горы трупов… Во флоте США резко возросло количество психических заболеваний, снизилась моральная устойчивость моряков. Тех из них, кто пережили атаки камикадзе, списывали на берег. Экипажи приходилось часто менять, тасовать между кораблями, что сильно снижало боеготовность ВМС.

Камикадзе вступили в действие 3 апреля. С аэродромов, разбросанных по острову Кюсю, в небо, чтобы нанести последний удар по врагу, поднялись сотни самолетов. Первые же атаки смертников вывели из строя авианосец "Уэйк Айленд". А 6 апреля вместе с экипажем из 94 человек погиб эсминец "Буш": в него врезались аж 4 самолета.
По воспоминаниям очевидцев, это был страшный бой. Камикадзе появлялись по одному, парами или группами. В основном они пикировали на эсминцы, и лишь некоторые направлялись далее, к побережью острова. Создавалось ощущение смерча, пронесшегося над кораблями. Небо заполнили облака черной стальной пыли, которая оседала тонкой пленкой на водную гладь моря. Хотя японцы понесли тяжелые потери, взорванные эсминцы также представляли собой жалкое зрелище: по крайней мере пятнадцать кораблей были значительно повреждены.

Эсминец "Буш" казался тем утром счастливчиком. Корабль с более чем тремястами членами экипажа успешно избегал ударов камикадзе до трех часов дня. В 15.13 команда заметила низколетящий одномоторный самолет камикадзе, пикирующий на корабль. Вражеский истребитель применял тактику маневрирования, уходя от зенитного огня, поднимался и опускался, иногда проходя всего в десяти футах над океаном. Корабль отчаянно пытался избежать столкновения. В 15.15 самолет врезался в палубу эсминца между первым и вторым отсеками, снеся при этом камбуз, прачечную, лазарет, ремонтную мастерскую и выведя из строя систему пожаротушения. Несмотря на то, что корабль охватило пламя, казалось, что еще не все потеряно. Для оказания помощи к "Бушу" подошел эсминец "Колхаун".
В течение всего следующего часа команда отчаянно пыталась спасти корабль. Раненым была оказана медицинская помощь. "Буш" оставался на плаву. В 16.35 экипаж с ужасом заметил, что американские воздушные силы прикрытия без предупреждения уходят к югу. Поврежденные корабли остались один на один с усиливающимися атаками камикадзе. С севера приближались полтора десятка самолетов-самоубийц. Они окружили эсминцы. Один из них направился в сторону "Буша", непрерывно обстреливая его. Камикадзе врезался в борт корабля, почти расколов его надвое. Корабль казался заброшенным обломком кораблекрушения с пробитыми бортами и таящейся в его чреве смертью. Перед закатом солнца на горизонте показался еще один самолет. Он снизился до уровня мачт, развернулся и, заходя со стороны левого борта чуть выше воды, отправился в свой последний полет. Людей, наблюдавших эту картину с палубы, парализовал ужас. "Буш" был приговорен.
После столкновения носовая и кормовая части корабля смотрели в небо. Моряки начали прыгать за борт. Вода хлынула в отсеки корабля, и эсминец стал медленно тонуть. В свете луны выжившие в этой мясорубке усеяли океан. Часы яростной борьбы с фанатиками сказались на психологическом настрое команды. Офицеры и матросы стали один за другим истерично срывать с себя спасательные жилеты. Охваченные некоей неистовой силой, они поплыли к воображаемым небесам, убежищу, избавлению от сводящего с ума страха и ужаса перед камикадзе. 33 человека отправились в плавание без жилетов и надежды на спасение. Один за другим они утонули...
Вечером та же участь постигла эсминец "Калхаун" (34 погибших). 7 апреля "Зеро" достиг авианосца "Хэнкок", уничтожив 20 самолетов, убив 72 и ранив 82 человек. До 12 апреля из строя таким же образом было выведено еще 2 авианосца, линкор, 5 эсминцев. Однако и у японцев начался острый дефицит самолетов. 15-16 апреля снова досталось американским эсминцам: "Прингл" затонул, "Лэффи", "Сингсби", "Хант" и "Бриант" были повреждены. Не повезло и авианосцу "Энтерпрайз": его и 97 человек экипажа вывели из строя два камикадзе.
Всего в боях за Окинаву от самоубийственных атак американцы потеряли 26 кораблей, 225 были повреждены (в том числе 27 авианосцев). Но ситуация изменилась кардинально: янки смогли прийти в себя и обрели способность сопротивления, а вот японские летчики понесли просто опустошающие потери — 90 процентов из них не сумели попасть в цель или были сбиты. Японию уже ничто не могло спасти.


ИЗ ДОСЬЕ "БРАТИШКИ"
…Менее чем через три минуты к кораблю приблизился второй камикадзе. Смертник врезался в авианосец между надстройкой-островом и полетной частью палубы. Большинство людей, находившихся в помещении для предполетного инструктажа, погибло. Тед мне потом рассказывал, как прямо на его глазах от взрыва изогнулась полетная палуба авианосца. Я вместе с другими офицерами выскочил из своего штаба в коридор, уже забитый прибывшими вчера на замену летчиками. Кругом был дым, сильно пахло бензином. Мы стали пытаться погасить пожар. Рядом со мной оказался англичанин, приданный нам в качестве наблюдателя. Джентльмен грязно ругался, призывая окружающих как можно быстрее покончить с пожаром.

Поставить пожар под контроль удалось лишь к шести часам вечера. Корабль мог развивать ход не более 10 узлов. Авианосец все еще дымился, поэтому мы опасались повторных ударов. Быстро уйти из опасного района корабль не имел возможности, а обнаружить авианосец визуально по столбу дыма не составляло труда. Главный инженер корабля пребывал в состоянии шока. Окончательно пожар потушили лишь утром следующего дня. Только тогда я смог попасть на ангарную палубу. Здесь все было затянуто пеленой дыма, ужасная картина увиденного преследует меня всю жизнь: кругом лежали тела погибших. Убитых и сгоревших мы предали волнам. Удар камикадзе поставил точку в нашей "командировке" на войну.
Из воспоминаний морского офицера с авианосца "Энтерпрайз", апрель 1945 г.


ТЕНИ ИЗ ПРОШЛОГО
ПОСЛЕДНИМ американским кораблем, потопленным камикадзе, стал эсминец "Каллаген". Это случилось 29 июля 1945 года. А 15 августа император Хирохито в своем радиовыступлении объявил о капитуляции Японии. Вечером этого же дня в последний полет отправились многие из командиров и штабных офицеров корпуса камикадзе. Вице-адмирал Ониси Такидзиро в тот же день совершил харакири, вспоров себе живот по всем правилам и в соответствии с установленным ритуалом. Агония продолжалась 18 часов, и все это время адмирал не терял сознания.

Так закончилась эпопея камикадзе. Эффективность применения пилотов-смертников оказалась очень высокой, хотя их нападения продолжались сравнительно небольшой отрезок времени. Именно на долю камикадзе пришлась пятая часть атак на корабли ВМС США и почти половина потопленного в годы Второй мировой войны тоннажа американских судов и кораблей. Уже после окончания войны Соединенные Штаты огласили свои потери: эскадрильи самоубийц потопили 34 американских корабля, еще 288 получили серьезные повреждения. По японским источникам, на счету камикадзе 80 процентов потерь американцев на последнем этапе войны на Тихом океане. Всего за период 1944-1945 гг. в свой последний полет отправились и не вернулись 3913 летчиков-смертников. Но даже ценой своих жизней они не смогли изменить ход войны.
Японское слово "камикадзе" прижилось во многих языках, а с некоторых пор замелькало в оперативных сообщениях из горячих точек планеты. После американской трагедии 11 сентября 2001 года цивилизованный мир снова накрыла тень пилотов-смертников, на сей раз арабского происхождения. Унеся жизни тысяч людей, они посеяли страх в душах миллионов. Сегодня ярлык "террорист-камикадзе" запросто навешивается на кого угодно, будь то палестинские радикалы, тамильские "тигры" или даже чеченские сепаратисты. Параллели, безусловно, есть, но нельзя забывать одной существенной разницы: японские пилоты были не террористами, а солдатами, сознательно летевшими на смерть, чтобы прихватить с собой жизни не мирных жителей, а врагов на поле боя.
Но о чем говорить, если сегодня даже в Японии о камикадзе вспоминают лишь как о продукте иной, безвозвратно канувшей в Лету, эпохи? Японский премьер-министр прекрасно сочетает поход в храм Ясукуни с заявлениями о том, что он "проамериканец до корней волос", а укреплявшие боевой дух пилотов головные повязки-хатимаки с надписями "камикадзе" или "обязательно победить" в красном круге восходящего солнца давно стали ходовым сувениром для туристов и местных любителей китча. Большинство нынешних японцев мало интересуются героями вчерашних дней, пусть даже те и причислены к пантеону бессмертных богов.

Роман ШКУРЛАТОВ
Фото из архива автора
токарь
Моторист-профи
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 02 фев 2006, 15:57
Откуда: ДВ

Сообщение токарь »

больше дела - м еньше слов.
Андрюха
Моторист-профи
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 25 окт 2005, 18:50
Откуда: Украина,Макеевка
Контактная информация:

Сообщение Андрюха »

а-мотор а ты не прост, как казалось :D
Послушаем,пощупаем,посмотрим.
stas
Моторист-профи
Сообщения: 2078
Зарегистрирован: 24 мар 2005, 00:18
Откуда: Пенза
Контактная информация:

Сообщение stas »

нет мужики давайте небудем трогать авиацию. а то я опять себе чтонибудь летающие прикуплю :P а лучший истребитьель всетаки мессер :P зеро неимел хоть какойто защиты и америкосы довольно быстро приспособились их валить :P
токарь
Моторист-профи
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 02 фев 2006, 15:57
Откуда: ДВ

Сообщение токарь »

токарь писал(а):больше дела - м еньше слов.
Я прошу прощения за свои нехорошие слова.
это мой глюк (не компютерный).
а-мотор
Технический директор
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 18 окт 2005, 18:26
Откуда: МосковскаяОбл..г.Красноармейск

Сообщение а-мотор »

stas писал(а):нет мужики давайте небудем трогать авиацию. а то я опять себе чтонибудь летающие прикуплю :P а лучший истребитьель всетаки мессер :P зеро неимел хоть какойто защиты и америкосы довольно быстро приспособились их валить :P
Вообще лучшим истрибителем Второй мировой считалась американская аэрокобра(на такой летал Покрышкин).А я запихнул сюда просто интересный материал,вовсе не про авиацию.
stas
Моторист-профи
Сообщения: 2078
Зарегистрирован: 24 мар 2005, 00:18
Откуда: Пенза
Контактная информация:

Сообщение stas »

кобра конечно машина занятная была но вот задачка летали на них только асы :cry: молодому пилоту эта штука довалась с трудом :P и больше никогда в истории поршневой авиации подобная схема расположения двигателя не применялась. покрайней мере серийно. былоб с ней все так хорошо растиражировалиб :P
Андрюха
Моторист-профи
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 25 окт 2005, 18:50
Откуда: Украина,Макеевка
Контактная информация:

Сообщение Андрюха »

Ла-5



Истребитель Ла-5 был разработан КБ С.А.Лавочкина весной 1942 года. Этот самолет явился следствием проведенной модификации самолета ЛаГГ-3. При модификации этого самолета, конструкторы ориентировались на новый преспективный мотор воздушного охлаждения М-82 А.Д.Шевцова. Благодаря существенно большей его мощности в сравнении М-105П истребитель ЛаГГ-3 приобрел те качества, которых ему так недоставало: существенно возросла скорость и скороподъемность, улучшилось вертикальная маневренность. Этот самолет был запущен в серию под маркой Ла-5, и первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель, появились на фронте уже осенью 1942 года под Сталинградом. Вооружение самолета состояло из двух пушек ШВАК. Мотор М-82 воздушного охлаждения имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и одновременно являлся защитой от огня противника с передней полусферы. С весны 1943 года на фронт начал поступать уже улучшенный вариант этого истребителя - Ла-5Ф, имевший более мощный мотор М-82Ф и лучший обзор из кабины летчика. В том же году в серию пошла самая совершенная модификация истребителя - Ла-5ФН. При создании этого самолета конструкторы реализовали все мероприятия по улучшению аэродинамики, рекомендованные ЦАГИ на основании обширных исследований в аэродинамических трубах, уменьшили вес конструкции и поставили более мощный новый мотор М-82ФН (с 1944 года АШ-82ФН). Ла-5ФН был одним из самых легкоуправляемых истребителей, отлично держался в глубоком вираже и обладал не только высокой скоростью и скороподъемностью, но и исключительно хорошими маневренными данными. Ла-5ФН попали на фронт летом 1943 года и участвовали в сражении на Курской дуге. Воздушные бои показали превосходство Ла-5ФН над лучшими модификациями немецких истребителей. По своей боеспособности Ла-5ФН в 1943 году стал сильнейшим истребителем воздушного боя на советско-германском фронте. Всего было построено 10000 самолетов Ла-5 в 4 модификациях.

Летно-технические характеристики.

Самолет Ла-5 Ла-5ФН
Год выпуска 1942 1943
Мотор М-82 М-82ФН
Мощность 1700 л.с. 1850 л.с.
Длина самолета 8,67 м 8,67 м
Размах крыла 9,8 м 9,8 м
Взлетный вес 3360 кг 3290 кг
Максимальная скорость у земли
567 км/ч (535 км/ч **)
на высоте 6250 м
580 км/ч у земли
567 км/ч (583 км/ч **)
на высоте 6250 м
634 км/ч
Время набора высоты 5 км 6,0 мин (5,7 мин) ** 5,3 мин (4,7 мин) **
Время виража 22 сек 19-20 сек
Практический потолок 9500 м. 10000 м.
Дальность полета * 660 км. 590 км.
Вооружение 2 пушки 20 мм 2 пушки 20 мм

* - на скорости, состовляющей 90% от максимальной.
** - с использованием 10 минутного форсажа.

Помоему насчет вооружения СССР всех оставили позади в те годы, да и сейчас(СНГ) во многом тоже :D Конечно у немцев было много разработок, даже скажем на то время-фантастических, но они просто не успели, подвел немецкий педантизм :D
Послушаем,пощупаем,посмотрим.
Андрюха
Моторист-профи
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 25 окт 2005, 18:50
Откуда: Украина,Макеевка
Контактная информация:

Сообщение Андрюха »

Ил-2



Самолет ЦКБ-55 (БШ-2 бронированный штурмовик второй) разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина. Первые испытания данного самолета начались 2 октября 1939 года. Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, система охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы. 12 октября 1940 года В.К.Коккинаки начал летные испытания второго варианта такого самолета - ЦКБ-57. На этот самолет установили менее высотный мотор, но более мощный мотор АМ-38, созданный в КБ А.А.Микулина специально для этого самолета. Изменилась компоновка систем охлаждения машины и кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение. Самолет успешно прошел все заводские испытания, но с серийным выпуском данного самолета не спешили. Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить в 1941 году, а первые боевые подразделения, на вооружении которых находился этот самолет, сформировали перед самой войной. Появления Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Они действовали с большим успехом против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника. Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7, 62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и.т.д. Боевое применение Ил-2 выявило крупный его недостаток, приводивший к большим потерям - уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы. Необходимость во втором члене экипажа для защиты штурмовика сзади стала очевидной. В КБ С.В.Ильюшина провели модификацию самолета, и осенью 1942 года на фронте впервые появились Ил-2 в двухместном варианте. С 1943 года Ил-2 выпускается с более мощным мотором АМ-38Ф. Для улучшения характеристик устойчивости крылу штурмовика придали небольшую стреловидность. Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения. В 1943 году на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки калибра 37 мм, снаряды которых, при удачном попадании, могли даже поражать тяжелые танки. Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м уничтожались практически все танки в полосе 15 на 75 м. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли новые реактивные снаряды М-8 и М-13 класса "воздух-земля", принятые на вооружение в 1942 году. В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших стран. Всего было построено рекордно большое число этих самолетов - 36163 экземпляра.

Летно-технические характеристики.

Самолет Ил-2 Ил-2
Год выпуска 1942 1943
Экипаж 1 человек 2 человека
Мотор АМ-38 АМ-38Ф
Мощность 1600 л.с. 1750 л.с.
Длина самолета 11,6 м 11,6 м
Размах крыла 14,6 м 14,6 м
Нормальный взлетный вес 5670 кг 6180 кг
Максимальный взлетный вес 5870 кг 6380
Максимальная скорость у земли
391 км/ч
на высоте 2350 м
416 км/ч у земли
403 км/ч
на высоте 1000 м
414 км/ч
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой 740 км 685 км
Бомбовая нагрузка нормальная 400 кг 400 кг
Бомбовая нагрузка максимальная 600 кг 600 кг
Вооружение 2 пулемета 7,62 мм
2 пушки 20 мм
8 реактивных снаряда 2 пулемета 7,62 мм
1 пулемет 12,7 мм
2 пушки 23 мм
4 реактивных снаряда
Послушаем,пощупаем,посмотрим.
Андрюха
Моторист-профи
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 25 окт 2005, 18:50
Откуда: Украина,Макеевка
Контактная информация:

Сообщение Андрюха »

Послушаем,пощупаем,посмотрим.
Андрюха
Моторист-профи
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 25 окт 2005, 18:50
Откуда: Украина,Макеевка
Контактная информация:

Сообщение Андрюха »

А это из более новых разработок:

Снайперский пулемет


Крупнокалиберные пулеметы появились в конце 1-й мировой войны как мощное противотанковое средство. Но вскоре выяснилось, что новый класс оружия обладает поистине универсальными свойствами. Кроме бронетехники, он был способен бороться с самолетами, установленный на танках и бронемашинах резко повышал их огневые возможности, а в пехотном варианте его кинжальный огонь, без преувеличения являлся убийственным.



Конструирование крупнокалиберных пулеметов было и остается уделом только нескольких стран. Действительно удачных образцов за годы существования оружия этого типа было создано не так уж и много. До сих пор едва ли не самыми распространенными в мире образцами являются американский М2, начавший поступать в армию в 1933 г., и советский ДШК, принятый на вооружение в 1939 г.



Советский образец был создан в городе Коврове двумя талантливыми конструкторами Георгием Шпагиным и Василием Дегтяревым, имя которого носит теперь это предприятие. На этом заводе сегодня создан уникальный российский пулемет «КОРД», который по оценке западных специалистов признан лучшим в мире. Данью традиции заложенной первыми советскими конструктора крупнокалиберных пулеметов стало само название нового оружия. Конструкторы, пожалуй, впервые отказались называть образец своим именем. КОРД расшифровывается как Крупнокалиберное Оружие Дегтяревцев.



Новый советский пулемет самый легкий в своем классе. Создателям удалось совершить, казалось бы, невозможное - сделать крупнокалиберное оружие мобильным и потрясающее точным. В войсках КОРД получил название снайперского пулемета. Мощь нового российского оружия позволяет ему бороться не только с живой силой, но и современной легкобронированной техникой. Очередь из «КОРДа» в прямом смысле не оставляет камня на камне от кирпичной стены.

Я смотрел документальный фильм об этом оружии, даже не знаю что сказать, у него вес порядка 30кг, станок не требуется, можно стрелять с руки, оптический прицел и тд. На выставке какой-то шейх вывалил кучу денег, что б только пострелять из него :D
Послушаем,пощупаем,посмотрим.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20398
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

Андрюха писал(а):Помоему насчет вооружения СССР всех оставили позади в те годы, да и сейчас(СНГ) во многом тоже :D Конечно у немцев было много разработок, даже скажем на то время-фантастических, но они просто не успели, подвел немецкий педантизм :D
Господа, не совсем разделяем ваш оптимизм. То, что техники в СССР понаделали тогда во много раз больше, чем в Германии - это факт. Страна-то у нас какая? Весь вопрос, какой техники? Куча дефектов, особенно с моторами, да и моторы сами были слабоваты :cry: . Кстати, 50 лет прошло, а проблемы те же :D .

Что касается немцев, то хотите или нет, а:
1. Почти все их разработки, начиная с 1943г. в авиации касались реактивных самолетов. А мы тогда еще не ухом ни рылом (жалкие попытки типа БИ-1 не в счет)
2. Первый серийный турбореактивный двигатель и реактивный самолет (Ме-262) - их.
3. Все, что потом было достигнуто в авиации (принципиально) - придумано немцами.
4. То же самое в ракетостроении.

Да, побили их, но количеством, а не качеством. А с 1944 года объем производства авиатехники у них стал быстро падать по причине начала массированных бомбежек заводов тяжелой авиацией США и Англии. Куда уж им было тягаться...

А про массовые дефекты наших самолетов и моторов много где сейчас написано. Да и как иначе, если заводы в степи, и аврал каждый день. Кстати, больше половины потерь нашей авиатехники на войне - небоевые, т.е. по причине аварий и катастроф, а не в бою.
А у немцев, кажется, до 44-го года была обычная работа, с выходными. Вот оттуда качество, хотя и без количества. А вообще мы бы сравнили Мессершмидт с любой нашей техникой так - это то же самое, что сравнивать Мерседес с Москвичом. На Москвиче ездить тоже можно, но весь вопрос, как и сколько... :D К сожалению... :cry:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Андрюха
Моторист-профи
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 25 окт 2005, 18:50
Откуда: Украина,Макеевка
Контактная информация:

Сообщение Андрюха »

Насколько я знаю, у немцев с качеством тоже проблемы были не маленькие, Гитлер хотел новых разработок и скорее все на фронт,так к примеру с Пантерой было. Из 200 новых машин отправленных маршем на фронт, дошло меьше половины как раз из за плохого качества и недоработок в конструкции,я уж не говорю, что с Т-34 передрали многое.

ЗЫ а где все пропали?
С Днем Победы!!!
Послушаем,пощупаем,посмотрим.
а-мотор
Технический директор
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 18 окт 2005, 18:26
Откуда: МосковскаяОбл..г.Красноармейск

Сообщение а-мотор »

а-мотор
Технический директор
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 18 окт 2005, 18:26
Откуда: МосковскаяОбл..г.Красноармейск

Сообщение а-мотор »

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Русская былина №5 (2788) | Май 2006
Рубрика «Избранное»

Обсудить в форуме (6)
Версия для печати
Свидетелей и участников невероятных событий, о которых рассказано в этой былине, не найти: их след теряется в далеком мае 45-го года. Хотя, если предположить, что тогда, шестьдесят с лишним лет назад, спаслись те, которые были детьми, — возможно, они пролили бы свет на судьбы наших разведчиков... Последине, по всей видимости, числятся пропавшими без вести по сей день. Так удобно. Иначе народу-победителю пришлось бы рассказать о том, что стать героем на поле брани можно, не только убивая врагов, но и объединившись с ними, дабы спасти жизни людей.
Д.И. Фост
Об этой истории я знаю почти всю свою сознательную жизнь. Мне было четырнадцать лет, когда вечером 20 августа 1968 года в Гурзуфе ее рассказал Маршал Советского Союза К.С. Москаленко. Я был дружен с его сыном Женей, и несколько лет подряд мы даже отдыхали вместе в Крыму. В тот день я был у него в гостях. Кирилл Семенович уезжал и дожидался машины, чтобы ехать на аэродром: его почему-то срочно вызывали в Москву. Выглядел он расстроенным, и Женька, как мог, пытался развлечь отца, а я старался как-то подыграть своему другу. Ничего из этого, разумеется, не получалось, и в какой-то момент маршал прервал наши психологические экзерсисы.

— Давайте-ка, ребята, я вам расскажу одну историю про войну, — усмехнулся он. И рассказал… Правительственная «Чайка» уже везла его на аэродром под Севастополем, а мы, два пацана, все еще сидели, ошарашенные услышанным.

Спустя два дня по радио сообщили, что советские войска вошли в Чехословакию. В ту самую Чехословакию, которую в 1945-м освобождала 38-я армия генерал-полковника Москаленко.

Позже Кирилл Семенович при встречах часто возвращался к обсуждению событий того рассказа. Она не давала ему покоя — эта история. Не дает покоя и мне. Теперь, читатель, узнай и ты об удивительных событиях конца Великой Отечественной войны.

* * *

Это были последние дни войны.

Место действия — Передняя Померания.

Вторая Ударная армия под командованием генерала И.И. Федюнинского — героя Ленинградской блокады — стремительно продвигалась по балтийскому побережью, сметая на своем пути остатки фашистского вермахта. 1 мая 1945 года с боем был взят Штральзунд. С овладением 3 мая островом Рюген боевые действия для войск 2-й Ударной армии, по существу, закончились. У людей было приподнятое настроение от сознания скорой победы, ожидания возвращения домой, встречи с родными и близкими. Но было и другое…

Солдатская правда на этом завершающем этапе страшной бойни приобрела отточенность и завершенность в своей логике. И в этой логике, казалось, не оставалось места для милосердия.

Позади в руинах лежала Родина, стертые войной в порошок города и надежды, изуродованные судьбы и братские могилы. Очень много братских могил — солдатских и несолдатских. По большей части несолдатских…

Те зверства, которые творились немцами на оккупированных территориях, до сих пор потрясают.

Из материалов Нюрнбергского процесса:
«В деревне Белый Раст Краснополянского района группа пьяных немецких солдат поставила на крыльцо одного дома в качестве мишени 12-летнего Володю Ткачева и открыла по нему огонь из автоматов. Мальчик был весь изрешечен пулями…

В г. Львове 32 работницы львовской швейной фабрики были изнасилованы и затем убиты германскими штурмовиками. Пьяные немецкие солдаты затаскивали львовских девушек и молодых женщин в парк Костюшко и зверски насиловали их. Старика священника В.Л. Помазнева, который с крестом в руках пытался предотвратить насилия над девушками, фашисты избили, сорвали с него рясу, спалили бороду и закололи штыком.

Германский офицер Шварц в ответ на просьбу сотрудников яснополянского музея перестать отапливать дом личной мебелью и книгами великого писателя, а взять для этого имеющиеся дрова, ответил словами: «Дрова нам не нужны. Мы сожжем все, что связано с именем вашего Толстого…».
(Документ СССР —51)

«Комендант Яновского лагеря, оберштурмфюрер Вильгауз, чтобы доставить удовольствие своей 9-летней дочери, заставлял подбрасывать в воздух 2—4-летних детей и стрелял в них. Дочь аплодировала и кричала: «Папа, еще, папа, еще!»
(Документ СССР — 6)

И вот теперь для солдат пришла пора расплаты. Впереди — вот она, Германия,— агрессор. Неметчина…Волчье логово… Их ведь никто не приглашал ни под Москву, ни на Волгу, ни на Украину и в Белоруссию, где они оставили о себе страшную память.

Продвижение наших войск по Германии сопровождалось безжалостной местью. Были и грабежи, и изнасилования, и поджоги, и убийства. Командованием Красной Армии предпринимались самые жестокие меры для пресечения таких случаев. Еще 3 апреля 1945 года командующий 2-м Белорусским фронтом маршал К. Рокоссовский издал приказ — расстрел на месте за совершение этих преступлений. Приказ исполнялся неукоснительно, но немедленного эффекта эта мера не давала.

Одно из стихотворений А. Твардовского начинается так:
«По дороге на Берлин
Вьется серый пух перин…»

Да, попотрошили наши солдаты немецкие перины.

Захваченные немецкие города на несколько дней становились ареной человеческих трагедий. И Штральзунд — курортный немецкий город с богатым пиратским прошлым, да и вся Померания не стали исключением из всегдашнего печального военного правила. Известно, что война не подчиняется нравственным законам. Но человек… Человек всегда имеет возможность нравственного выбора.

Соединения 2-й Ударной разместились в Штральзунде, в его окрестностях и на острове Рюген. Федюнинский, как мог, старался наладить нормальную жизнь в городах и населенных пунктах, где находились наши войска. Надо было позаботиться о восстановлении электростанций, об обеспечении гражданского населения продуктами питания и медикаментами. Положение немцев было очень тяжелым. Дошло, например, до того, что в штральзундской городской больнице больные оказались без пищи. Пришлось взять больницу на довольствие Красной Армии.

Много забот потребовало и улучшение бытовых условий солдат и офицеров. Проведя не один день в непрерывных боях, люди устали. И вот появилась возможность дать им заслуженный отдых. К.Рокоссовский отдал распоряжение создать дома отдыха для военнослужащих.

С этого распоряжения все и началось.

На морском побережье было много особняков, покинутых хозяевами при приближении русских. Федюнинский решил осмотреть их и выбрать что-нибудь подходящее для отдыха офицеров.

Вместе с членами Военного совета армии и командирами корпусов и дивизий Федюнинский поехал по курортным местам острова. И поездка эта была похожа, скорее, на экскурсию. А ведь была весна… Ты представляешь, читатель, как по-особому цвели сады в те майские дни?

Из воспоминаний И.И. Федюнинского
"Поднятые по тревоге". 1961 год
«К обеду несколько подходящих домов было уже отобрано — задача выполнена. И вдруг внимание привлек красивый коттедж, расположенный в глубине большого сада.

— Заглянем сюда, — предложил кто-то из спутников.

У входа стоял пожилой человек с аккуратно подстриженными седыми усиками. При виде нас он снял шляпу, с достоинством поклонился.

— Шпрехен зи руссиш? — спросил я.

— Я, ваше превосходительство, хорошо знаю русский язык.

— Кто вы такой?

— Из прибалтийских немцев. До революции в Петрограде у меня была табачная фабрика. Эмигрировал сюда в тысяча девятьсот восемнадцатом году.

— Вы один живете в особняке?

— О нет, со мной тридцать дам. Все невольно переглянулись.

— Господа, здесь живут престарелые русские эмигрантки. Если желаете убедиться, прошу! — поспешил разъяснить фабрикант.

В просторном вестибюле особняка в креслах сидели несколько женщин, из которых самой молодой было никак не меньше шестидесяти лет. Они поднялись навстречу и по одной начали представляться:
— Графиня такая-то…

— Баронесса такая-то…

Странно было слышать эти пышные, известные только по книгам титулы».

Их было шестеро. И на вопрос: где же остальные дамы?— одна из них, баронесса Эссен, вдова известного русского адмирала, распахнула шторы и пригласила всех жестом к окну. Выражение любопытства на лицах офицеров медленно сменилось изумлением. На зеленой лужайке в разных направлениях двигались, держась за натянутые бечевки, худенькие фигурки в одинаковых платьях и белых фартучках. А прямо под окном в такой же одежде сидела на скамейке белокурая девочка лет четырех с перетянутыми черной лентой глазами.

— Господа офицеры могут видеть — мы на собственные средства содержим пансионат для ослепших девочек — жертв британских бомбардировок. Им от 5 до 19 лет. Все они сироты.

Рюгену в годы войны досталось, что называется, «по полной программе». Гитлеровцы разместили на острове несколько десятков секретных биологических и химических лабораторий, на нескольких полигонах производили испытания новых образцов оружия — все виды ракет «Фау», новые модели танков и самолетов родились именно на Рюгене. Поэтому за долгие военные годы авиация союзников последовательно превращала курортный остров в подобие лунного ландшафта… Но лаборатории и полигоны, защищенные многометровыми бетонными перекрытиями, продолжали функционировать до самого конца войны, а от бомбежек больше всего пострадали мирные жители.

Изувеченные войной дети — кого это могло оставить равнодушным? Федюнинский вспомнил ослепших от голода, бомбардировок и артобстрелов детей Ленинграда, где пробыл все три блокадных года. Немецкие дети ничем не отличались от них. Генерал принял решение защитить их от возможных инцидентов.

Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176

«…05.05.45 г. командованием 2Уд.А при производстве рекогносцировки местности в северной части о. Рюген, на отрезке шоссе между населенными пунктами Варнкевиц и Путгартен был обнаружен частный женский пансионат для слепых. В приюте содержалось до 30 слепых больных и раненых женского пола в возрасте от 4 до 20 лет. Обслуживание и содержание приюта производилось 7 эмигрантами из бывших дворян русского происхождения. В связи с тем, что прилегающее к пансионату побережье является десантоопасным, было принято решение расквартировать на территории приюта отдельную разведроту 108 ск (командир роты к-н Калмыков С.А.) с целью наблюдения и охраны прилегающего 15-километрового участка побережья. Также перед Калмыковым была поставлена задача — исходя из гуманных соображений, оказать возможную первую помощь продовольствием слепо-больным и взять их под охрану…»

Их было 32 человека — войсковых разведчиков, спаянных боями и армейской дружбой в единую семью. Пестрый национальный состав, не менее пестрый список профессий от инженера до «медвежатника» (сам капитан Калмыков до войны был агрономом совхоза лекарственных растений в Башкирии).

Война, выпавшая на их долю, была по-особенному беспощадной и жестокой с каждым из них. На их счету — и многодневные рейды по немецким тылам, и угнанные немецкие танки, и множество вражеских «языков». За всем этим стояла постоянная групповая игра в прятки со смертью за гранью сколько-нибудь допустимого риска. Жизнь в разведке выработала у них не только ловкость, отвагу и умение виртуозно и профессионально убивать или похищать врагов. Главное, что отличало и отличает разведчика, — необычайно высокая нравственность и надежность. Что и говорить, не случайно появилась расхожая, но точная фраза: «Я бы с ним в разведку не пошел…» Досыта нахлебавшиеся войной и бесконечно уставшие от своего военного ремесла, герои нашего рассказа знали лучше, чем кто бы то ни был: война не списывает ни предательства, ни малодушия, ни подлости.

Итак, 32 войсковых разведчика разместились в женском пансионате. Война для них закончилась. Они прожили там 5 дней. Была упоительная весна 1945 года.

Никто не знает, о чем могли говорить в эти дни старушки-эмигрантки с бывалыми русскими солдатами. Наверняка они говорили о Питере — городе их юности и городе, который эти солдаты отстояли.

Никто не знает и о том, как складывались отношения разведчиков со слепыми девочками. Но в документах 2Уд.А. сохранилось требование от 6 мая 1945 года, подписанное капитаном Калмыковым, на выдачу со складов 43 наименований товаров и продуктов, среди которых называются простыни, наволочки, котел для приготовления пищи, крупы, консервы, мука, женская обувь малых размеров — 60 пар и 10 кг шоколада. Через всю накладную — виза: «Изыскать и выдать! Командир 108-го стрелкового корпуса генерал-лейтенант В. Поленов». Перед советскими солдатами были беззащитные старухи и никому не нужные слепые девочки — ровесницы их сестер и дочерей. И чего другого можно было ожидать от смертельно утомленных войной, горем, кровью и разрухой русских солдат тогда, весной после войны?

Да, фактически война уже закончилась. Правда, разрозненные группы немецких солдат и бесконечные колонны беженцев стремились на запад. Ни русский плен, ни проживание на оккупированной Красной Армией территории не казались немцам безопасными после того, что фашисты устроили на русской земле.

В нескольких десятках морских миль от Рюгена на датском острове Борнхольм находилось около 20 000 немецких солдат. Их командованием было принято решение сдаться в плен англичанам, которые к этому времени заняли Данию. Оставалось дело за немногим — преодолеть 80 морских миль, разделявших их от спасительного английского плена. Для этой цели были мобилизованы все мало-мальски пригодные плавсредства. Тральщики, катера, яхты и рыболовецкие траулеры небольшими караванами по 2—3 судна перевозили солдат в ночное и вечернее время к пункту приема военнопленных на острове Зеландия — главной твердыне датского архипелага. Курс этих караванов пролегал всего в нескольких километрах от северной оконечности Рюгена, где стоял пансионат для слепых сирот.

Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.

«Для обороны побережья и ведения беспокоящего огня по многочисленным разнородным плавсредствам противника, осуществлявшим переброску н-ф войск с Хельской косы и о. Борнхольм в Данию, был также выделен и расквартирован в 6 километрах от расположения отдельной разведроты 108 ск в районе маяка на мысе Арконс 137 танковый батальон 90 сд (командир батальона майор Гаврилец Вас.Юр.)….»

Этот танковый батальон был переброшен на Рюген из Штральзунда. А в Штральзунде у солдат сложились совсем другие отношения с местными жителями, чем у разведчиков с их подопечными.

Ближе к вечеру 8 мая старшина роты старший сержант Петр Гуляев, кавалер орденов Славы трех степеней, вышел встречать неожиданно появившийся у ворот дома «виллис». Навстречу ему из машины вылез пьяный майор-танкист…

* * *

Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.

«Как установлено, 08.05.45 г. около 17 часов майор Гаврилец, находясь в нетрезвом состоянии, прибыл в расположение отдельной разведроты 108 ск с целью установления взаимодействия между подразделениями. Однако в результате действий с его стороны, позорящих звание советского офицера, выразившихся в домогательствах к слепо-больным и нанесении побоев старшине разведроты ст. сержанту Гуляеву (кав. орденов Славы трех ст.), он был задержан капитаном Калмыковым. После отрезвления майор Гаврилец был отпущен».

Думаю, что этот майор родился не просто «в рубашке», а в шелковой рубашке с кружевами и художественной вышивкой. Не должно было это сойти Гаврильцу с рук. Ударить разведчика, ударить героя, к тому же старшину роты — отца родного и мамку в одном лице… Нет, невозможно понять, почему они не убили этого «офицера». А такое на фронте случалось нередко. Так или иначе, разведчики отпустили его восвояси, и это было их роковой ошибкой.

Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.

«…Прибыв в расположение своей части и руководствуясь преступными соображениями, майор Гаврилец собрал л/с танковой роты и поставил боевую задачу — уничтожить якобы обнаруженное им подразделение «власовцев» с членами их семей, переодетое в форму бойцов КА. В 23.15 танковый батальон майора Гаврильца, выдвинувшись в район расположения орр108 ск, открыл беспорядочный пулеметно-артиллерийский огонь по зданию пансионата с дистанции 1 200—1 500 м.

Командир орр к-н Калмыков, пользуясь низкой эффективностью огня, темным временем суток и рельефом местности, эвакуировал слепо-больных и обслуживающий персонал пансионата и разместил их в естественных прибрежных укрытиях в 500—600 метрах от места боестолкновения».

Разведчики, видимо, не сразу поняли, в чем дело, когда на территории пансионата разорвались первые снаряды. Понять что-либо в складывавшейся обстановке было невозможно. Было ясно одно — они подверглись нападению значительных сил (напасть на них могли только немцы). Но откуда взялись немецкие войска на острове и какими силами располагали, было непонятно. Что бы там ни было — их атаковал противник, и командир разведчиков немедленно организовал оборону. Но первое, что они сделали, определив направление атаки — вывели своих подопечных из здания пансионата и укрыли их в естественных складках местности на берегу моря.

Спустя несколько минут они различили на броне атакующих танков красные звезды и с облегчением вздохнули — слава Богу, наши. Это, конечно же, недоразумение… Они пытались вступить в переговоры с напавшими танкистами. Но расчет майора был безошибочным — никто с «власовцами» переговариваться не хотел. Танкисты били по ним из орудий и пулеметов прямой наводкой. Ответный огонь был открыт после того, как погиб с зажатым в руке белым полотенцем расстрелянный в упор капитан Калмыков.

Огонь-то они открыли, но все, что они могли противопоставить танкам — автомат, винтовку, нож или противопехотную гранату, — против танков не годилось. Силы разведчиков таяли с каждой секундой. И все же два танка им удалось поджечь бутылками с бензином…

Они еще могли уйти. Уж чего-чего, а умения незаметно ускользнуть из-под носа противника им было не занимать… В самом деле, старшина роты мог вывести солдат из-под обстрела, отвести их в безопасное место, связаться с командованием и дождаться скорого и правого суда над заигравшимся самолюбивым майором. Нет, ситуация не была безвыходной для разведчиков.

Ситуация была безвыходной для слепых девчушек и старух. Они не смогли бы улизнуть от охотившихся на них танкистов. Они были обречены.

Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.

«При многократных попытках остановить боестолкновение личный состав развед. роты понес потери в живой силе до 50% л/с. В 23.45 разведрота открыла ответный огонь…» Разведчики сделали свой выбор. К этому времени их оставалось не более 15 человек. Ох, как непросто было им принять такое решение 8 мая 1945 года… Оставить на верную гибель беззащитных людей эти русские солдаты не могли. Ну не смогли они предать ни старух, ни девчонок, к которым успели привязаться, потому что знали — никакая война такого предательства им не спишет… Они решили защищать их до последней возможности.

15 бойцов приняли бой с десятью танками — лучшими танками Второй мировой войны — легендарными тридцатьчетверками.

* * *

А тем временем мимо Рюгена на двух кораблях проходил очередной караван судов, перевозивший с Борнхольма немецких солдат в британский плен. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить себе психологическое и нравственное состояние этих людей. Их отечество было разгромлено, судьба родных — неизвестна, а их самих, здоровых и до зубов вооруженных мужиков, через несколько часов ожидал позор плена. Горечь, стыд, чувство невыполненного долга… И вдруг, сквозь кромешную мглу ночного Балтийского моря они видят и слышат, что в нескольких километрах от них, на Рюгене, идет бой. Что они должны были подумать? Видимо, там, прижатые к морю, гибнут в бою с «иванами» их товарищи. Чего бы то ни стоило, нужно помочь им, попытаться спасти их или самим с честью погибнуть…

Суда подошли ближе к берегу, и немцы увидели горящий русский танк. Сомнений не оставалось — они не напрасно свернули к острову. Солдаты в полной боевой выкладке стали высаживаться на берег Рюгена, готовясь к своему последнему бою.

Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.

«…Около 00.20 09.05.45 г., привлеченный картиной боестолкновения, видного со стороны моря, и желая оказать помощь предположительно своим подразделениям, участвовавшим в нем, противник приблизился на двух плавсредствах к берегу, произвел высадку десанта численностью до 50 человек и включился в бой…»

Богу было угодно, чтобы они высадились в нескольких десятках метров от сбившихся в кучу и охваченных ужасом слепых детей. Их попечительницы-старушки ввели немецких солдат в курс происходящего. Те, конечно же, были воодушевлены — они снова стояли на родной земле, им было, кого защищать, в их руках было оружие, и они бросились на помощь девятерым остававшимся в живых советским разведчикам.

Вот так и получилось, что на одной стороне оказались советские и немецкие солдаты… Со вступлением в бой немцев дело пошло веселее, и через несколько минут все закончилось — фаустпатроны в опытных руках не оставляют никаких шансов даже лучшим в мире танкам.

Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.

«…В 00.50 боестолкновение закончилось.

Итоги боестолкновения:
Личный состав 137-го танкового батальона 90 сд…»

Далее в документе идет перечисление потерь разведчиков, немцев и танкистов. Но главный итог «боестолкновения», о котором не сказано в политдонесении, заключался в следующем: любовь и милосердие смогли победить страх смерти, ненависть и войну. Любовь и милосердие, долг и воинская честь оказались для наших разведчиков значимее их собственных жизней и радости победы и перспектив мирной жизни. Это был их осознанный нравственный выбор и нравственный подвиг. Не об этом ли «неподвижном стоянии» в правде говорил в 1612 смутном году патриарх Гермоген.

Эпилог
И вот после боя они сошлись вместе. Еще не до конца сознавая значение случившегося, потрясенные, смотрели немецкие солдаты на советских разведчиков. Какой-нибудь час назад им казалось, что война вытеснила весь запас общих ценностных представлений, что единственный сохранившийся общий знаменатель для немцев и русских — это ненависть.

Русские солдаты, заслонившие собой беззащитных немецких детей, снова открывали перед ними общий для всех людей горизонт человечности и великодушия. Но сами герои оказались в отчаянно-безвыходном положении. Ни у кого не было никаких сомнений в том, какая участь ожидала наших разведчиков в ближайшие несколько часов. Ведь, по существу, действуя совместно с подразделением вермахта, они уничтожили танковый батальон Красной Армии, который на весах Фемиды военного образца перевешивал любые нравственные аргументы.

Ясно было и другое: разведчики не заслуживали той пронзительно несправедливой участи, которая неизбежно ожидала их. И в этот момент вмешалось, похоже, само Провидение.

Гражданский капитан одного из датских судов, перевозивших немцев с Борнхольма, по фамилии Торвальдсон, потрясенный всем тем, чему он стал свидетелем, вспомнил, что в течение всей войны по субботам из шведского порта Мальме в Лиссабон ходит пароход под нейтральным шведским флагом. По дороге пароход делает двухчасовой заход в испанский порт Ла-Корунья. Никакому досмотру или сопровождению в пути следования он не подвергается. И если поторопиться и если советские солдаты не возражают, то он берется посадить их на этот пароход. Только идти надо под советским флагом и чтобы на верхней палубе находились советские солдаты, иначе их могут остановить английские патрульные катера, да и шведский пароход наверняка будет легче остановить именно русскому катеру.

Разведчики согласились. Ничего другого им не оставалось. Казалось, весь этот треклятый мир, залитый кровью, лишивший их в одночасье права на победу, на Родину, на любовь и жизнь, сам отторгал их.

И все получилось именно так, как было спланировано. Только одно обстоятельство дополнило план Торвальдсона — на пароход вместе с разведчиками пересели и женщины, и немецкие солдаты. Вскоре пароход скрылся за горизонтом…Таково последнее достоверное сведение, известное об этой удивительной были. Высадились ли эти люди в испанской Галисии или доплыли до Лиссабона, как и где обосновались потом, Бог знает.
Ответить