Опять тренинг для настоящих экспертов - перегрев двигателя

Вопросы, касающиеся досудебной и судебной экспертизы неисправностей ДВС

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Опять тренинг для настоящих экспертов - перегрев двигателя

Сообщение AB-Engine »

Итак, новая задачка - исключительно для настоящих мотористов :wink: . Потому что совсем непростая - неочевидная и нетривиальная :cry: .

Имеем мотор TOYOTA 2AZ - 2,4 16V после дикого перегрева. Процесс имеет место быть следующим:
1. При движении по трассе 120 км/час при наружной температуре 40С мотор заглох и более не завелся.
2. Указатель температуры явного повышения не показал - со слов водителя.
3. Под машиной образовалась лужа антифриза.

Вскрытие показало:
1. Головка блока выгнулась на 0,7 мм. При этом выгорела стенка между выпускными клапанами на 2-м и 3-м цилиндрах :shock:

Изображение

2. Поршни деформировались по юбкам на 0,1 мм, задиров нет (TOYOTA рулит, однако :D )

Изображение

3. В цилиндрах №№ 2 и 3 налипший алюминий в верхней части

Изображение

4. Радиатор полностью забит - прямо одеяло какое-то :shock:

Изображение

5. В нижней части радиатора перебита 1 трубка, через нее расход при давлении 1 бар получается около 0,3-0,4 л в мин :wink:

Изображение

6. Датчик температуры расположен на самой ГБЦ в патрубке (с белым изолятором), соединяющим ее с верхней банкой радиатора

Изображение

7. Дополнительные данные:
- расширительный бачок стерильно чистый - следов масла или газиков не обнаружено
- в верхней части блока расплавились пластиковые дефлекторы в рубашке вокруг цилиндров
- двигатель гарантийный, пробег 40 тыс., мотор никто не чинил.

Внимание, вопрос :D :!: :
Как шел процесс на самом деле, и можно ли верить водителю? :roll:
Последний раз редактировалось AB-Engine 30 сен 2010, 09:13, всего редактировалось 2 раза.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
MotoMaster
Моторист-профи
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 29 май 2009, 13:29

Re: Опять тренинг для настоящих экспертов - перегрев двигате

Сообщение MotoMaster »

AB-Engine писал(а):
Внимание, вопрос :D :!: :
Как шел процесс на самом деле, и можно ли верить водителю? :roll:
Я думаю что в головке была микротрещина из камеры сгорания в канал охлаждения. Была давно, об этом свидетельствует корозия. В связи с утечкой из радиатора, жидкость просто доливалась без "задней мысли". Так как в момент закипания в районе датчика была паровая пробка, датчик температуры мог врать.... впрочем как и водитель ;) Остальное (наволакивание алюминия и коробление плоскости) процесс закономерный...
Dimon18
Технический директор
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 06 июл 2010, 08:31
Откуда: Ижевск

Сообщение Dimon18 »

Перегрев двигателя из за низкого уровня охлаждающей жидкости.
Точнее перегрев верхней части мотора(ГБЦ). Антифриз ещё оставался в блоке, а вот ГБЦ была завоздушена что и привело к её локальному перегреву и выгоранию алюминия.
Почему 2,3. Скорее потому что 1,4 находятся на входе-выходе охлаждающего контура, кстати как и датчик, и на них ещё как то хватало жидкости. А налипший алюминий во 2,3 цил. это исключительно люминтий с ГБЦ.
Если датчик сколь нибудь омывался жидкостью, критического перегрева мог и не показать, хотя повышение температуры выше обычной нормы водитель мог сослать на +40 на улице.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

Dimon18 писал(а):Перегрев двигателя из за низкого уровня охлаждающей жидкости.
Точнее перегрев верхней части мотора(ГБЦ). Антифриз ещё оставался в блоке, а вот ГБЦ была завоздушена что и привело к её локальному перегреву и выгоранию алюминия.
Почему 2,3. Скорее потому что 1,4 находятся на входе-выходе охлаждающего контура, кстати как и датчик, и на них ещё как то хватало жидкости. А налипший алюминий во 2,3 цил. это исключительно люминтий с ГБЦ.
Если датчик сколь нибудь омывался жидкостью, критического перегрева мог и не показать, хотя повышение температуры выше обычной нормы водитель мог сослать на +40 на улице.
Похоже, но датчик не покажет перегрев только в 1-м случае - когда жидкости рядом с ним нет :wink: .

Далее, в этом моторе в прокладке головки большие отверстия для прохода жидкости только у 1-го цилиндра. Это значит, что жидкость поступает в блок от насоса, а далее через отверстия в прокладке ГБЦ около 1-го цилиндра двигается назад по головке к датчику и патрубку... :?

А что с дыркой в радиаторе? :roll: И как-то подозрительно - дырка и одеяло... :cry:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Опять тренинг для настоящих экспертов - перегрев двигате

Сообщение AB-Engine »

MotoMaster писал(а):
AB-Engine писал(а):
Внимание, вопрос :D :!: :
Как шел процесс на самом деле, и можно ли верить водителю? :roll:
Я думаю что в головке была микротрещина из камеры сгорания в канал охлаждения. Была давно, об этом свидетельствует корозия. В связи с утечкой из радиатора, жидкость просто доливалась без "задней мысли". Так как в момент закипания в районе датчика была паровая пробка, датчик температуры мог врать.... впрочем как и водитель ;) Остальное (наволакивание алюминия и коробление плоскости) процесс закономерный...
Микротрещины не было - ржавчина появилась при стоянии машины в течение 2 месяцев :wink: .

Так водитель врал или датчик? :roll:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Опять тренинг для настоящих экспертов - перегрев двигате

Сообщение AB-Engine »

Добавили в условие задачи некоторые дополнительные данные :wink: .

Если кто-то думает, что мы знаем правильный ответ - это не так... :cry:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Dimon18
Технический директор
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 06 июл 2010, 08:31
Откуда: Ижевск

Сообщение Dimon18 »

Была похожая ситуация с CAMRI V6 с дырявым радиатором.
Со слов клиента- ехал по трассе, начала расти температура(но не до красной зоны) наблюдает за температурой, но движение продолжает. Температура держится на одном уровне, выше обычной нормы, но до красной зоны не доходит! Потом дым, пар-приехали. В красной зоне стрелка не была, как утверждает клиент. Машина не гарантийная, кроме как себе клиент ни кому ни чего не предъявляет.

В результате- прокладки ГБЦ пробиты, ГБЦ кривые.

НО что самое интересное, на блоке между развалами горшков в верхней части стоят два датчика детонации, так вот разъемы и вся пластмасса в датчиках просто в хлам вся расплавилась и выбежала.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

Это другой случай.

Температура практически не росла. Датчики не плавились - не успели.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
RVR068
Технический директор
Сообщения: 4208
Зарегистрирован: 16 фев 2007, 14:24
Откуда: Сибирь

Сообщение RVR068 »

Не забываем, что аналоговый датчик температуры - прибор весьма инерционный. Плюс воздушная пробка.
А "одеяло" случаем на полусгнившее верблюжье одеяло не похоже?
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

RVR068 писал(а):Не забываем, что аналоговый датчик температуры - прибор весьма инерционный. Плюс воздушная пробка.
А "одеяло" случаем на полусгнившее верблюжье одеяло не похоже?
Расчет простейший показывает, что если датчик в воде практически инерции не имеет, то в водяном паре его запаздывание получается 5 минут при скачке температуры в 10 град.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
kart
Технический директор
Сообщения: 1002
Зарегистрирован: 29 июн 2009, 15:03
Откуда: Пенза
Контактная информация:

Сообщение kart »

А откуда такое одеяло вообще могло появиться? Там в вентилятор никого случайно не засосало?
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

kart писал(а):А откуда такое одеяло вообще могло появиться? Там в вентилятор никого случайно не засосало?
Никто не знает... :cry:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Georgiy
Технический директор
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 27 фев 2009, 15:29
Откуда: г. Новокузнецк
Контактная информация:

Сообщение Georgiy »

Версия:
Водитель не очень следил за машиной и рдиатор порос грязью..... да и не хай - охлаждалось же как-то или сильно не гонял.

Едет по трассе от встречки летит камешек (осколок бутылки и т. п.) Залетает, пробивает дырочку в радиаторе. Естесстенно не заметно для водителя (музыка играла, шины шумели и т. п.) Была объявлена утечка в 0,3 - 0,4 л/мин при давлении 1 бар в системе ... Соответственно через 3-5 минут получаем воздух в системе (жидкость ещё есть но и воздуху уже не мало). Датчик в ГБЦ становиться сухим и не показывает уже реальной картины. Т.к движение было по трассе, то температура быстро нарастает (быстрее инерционности датчика). Да и не удивительно. Фактически ГБЦ с воздухом осталась вообще без охлаждения. Учитываем факт что температура кипения жидкости в системе охлаждения падает вслед за падением давления из-за утечки.

Итого:
Пробит радиатор...
3-5 минут
Стрелка термометра поползла к красной зоне, но ещё не в ней...
1-2 минуты
Приехали

Стоит попытать водителя на предмет камешков, стёклышек за 5-7 минут до катастрофы....
Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

Похоже на правду... :D А одеяло как-то повлияло на процесс? :roll:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
RVR068
Технический директор
Сообщения: 4208
Зарегистрирован: 16 фев 2007, 14:24
Откуда: Сибирь

Сообщение RVR068 »

Знакомо это одеяло.... Это тополиный пух. В условиях частой смены влажности, температуры и давления превращается в нечто типа рыхлого войлока.
Термоизолятор на редкость замечательный. :(
ИМХО с таким одеялом движок систематически подвергалась перегреву.
Ответить