Продолжение темы "Что нам дала эта выставка?" или "Как я провел это лето?"

Любые вопросы по оборудованию и инструменту, их характеристикам и особенностям применения, а также по информационному обеспечению моторного ремонта.

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Ответить
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Продолжение темы "Что нам дала эта выставка?" или "Как я провел это лето?"

Сообщение AB-Engine »

Мы тут подумали, прикинули и... - появился такой ролик на тему поста (картинка кликабельна, под ней видюшка): :mrgreen:

Изображение

Это такой небольшой лекторий-ликбез по качеству обработки седел на станках. Особое внимание тут сделано на вертикальное положение шпинделя станка при центрировании и последующем точении. И не просто так... 8)

Тут давеча "друзья"-продаваны клеймили нас позором, обвиняли в обмане (всей России, разумеется - меньшее не про нас! :D ), в колаборационизме (хотя было непонятно, с какой стороны - из России или из Украины? А может, это привет из Израиля? :mrgreen: 8) ), даже кричали, что "они против Путена - не покупайте у них станков!". Но когда дело дошло до вертикали шпинделя - сделали круглые глаза, "включили дурачка" на полную, и удивленно так: "А что, какая-такая еще нужна вертикаль, если станок с цилиндрическим пилотом сверлит фордовские головки под углом?"

Стало понятно, что случай реально тяжелый, обычное лечение уже бесполезно, хирургия может быть бессильна, впору применять химиотерапию :| . Травить болезнь, так сказать, со всей пролетарской :lol: . Вместе с тем, вопрос канешна интересный - что это еще такое за вертикальное положение? Хотя и так ясно - это очередной "обман всей России" - смотрите, не попадитесь на удочку аферистов-колаборационистов-биндеровцев-путенистов! :twisted: :twisted: :twisted:

Но мы такие - мы обязательно поймаем всех на удочку. И начнем с того, что было, когда Земля была еще тепленькая, и по ней бегали мамонты и динозавры. То есть, с ответа на вопрос...

Нахрена нужна эта вертикаль у шпинделя?

Да и вообще - что это за хрень такая?

Надо сказать, что хрень эта весьма примечательна тем, что... про нее нигде ничего нет 8) . Владельцы классических станков SERDI, с которых собсственно и началась обработка седел с помощью цилиндрических пилотов, ничего вразумительного ответить не смогут. Просто потому, что папаша SERDI этому не учит :mrgreen: . Наоборот, папаша учит, что можно свелить сверлить под углом - для этого типо и придумана та самая сфера у шпинделя. Как? Да примерно вот так, как на видео под картинкой :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :

Изображение

Но даже в этом коротеньком видео отлично видно, что чел не понимает, чего делает - станок точит совершенно криво, седло выходит кособоко на одну сторону. Даже видно момент, когда при центрировании изгибается пилот! И хотя для наших "друзей" это все как пыль для морского летчика, мы возразим - так точить нельзя! Точнее даже не так. Точить-то можно, только ничего сцентрировать перед обработкой не получится. А то, что получится, будет так же криво, как на видео.

Почему?

Потому что - а папаша SERDI с продаванами этому не учат - центрирование перед обработкой возможно только в случае, если шпиндель находится в свободном, можно даже сказать - в расслабленном состоянии, висящим на многочисленных воздушных подушках. Примерно вот так :D :

Изображение

А может ли шпиндель станка так расслабиться под наклоном? Однозначно нет. Для этого даже не придется наклонять кота по кличке "Шпиндель" :lol: . И понятно почему. Шпиндель станка с цилиндрическим пилотом - это вот такая сложная система, где куча деталей и присоединенных масс, которые надо обязательно уравновешивать.

Вот здесь хорошо видно - на шпинделе висят не только мотор сверху и держатели пилота с резцом снизу. Сбоку в нему привинчен тяжеленный штурвал, сверху еще всякие линейки с демпферами и индикаторы со всякими упорами и держателями. И все тянут в свою сторону - как лебедь, рак и щука :P :

Изображение

И все было бы у них хорошо, но пришла беда откуда не ждали. Проблема в том, что где-то в середине у шпинделя шарнир - сферическая воздушная подушка, в которой он наклоняется свободно во все стороны. А еще этот наклон сильно зависит от положения центра масс относительно центра сферы - чем выше центр масс и ближе к центру вращения, тем больше будет угол наклона шпинделя в состоянии равновесия. А он обязательно будет большой, потому что тяжеленный штурвал утянет всех в свою сторону.

Кто виноват, что все криво?

Короче, если вот как-то так теперь попытаться чего-то там сцентрировать и проточить, то будет так же криво, как на видео выше. Плохо, короче - надо как-то по-другому. А как? Очень просто - надо шпиндель сбалансировать, чтобы он расположился вертикально. Для этого применяется противовес - он на фото шпинделя сверху справа, он уравновешивает все боковые массы так, чтобы ось шпинделя стала строго вертикально.

Почему это так важно? Потому что при изменении положения шпинделя он будет стремиться именно к равновесному положению. Это называется балансировка шпинделя - найти и регулировкой добиться его строго вертикального положения. Это и делает тот самый противовес - его можно подкрутить и отрегулировать эту самую балансировку.

А это кто там? Это... продаваны уже бегут и кричат - "не верьте им, это аферисты, они против Путена! Цилиндрический пилот работает наоборот!" :mrgreen: Но мы позволим им не поверить :twisted: . Дело в том, что тут есть одна интересная фишка - попробуем вставить точно отбалансированный шпиндель пилотом в направляющую втулку, ось которой тоже строго вертикальна. Получится вот так, как показано слева :shock: :

Изображение

Уловили фишку? Шпиндель висит свободно на подушках безо всяких усилий, пилот расположен строго вертикально как и шпиндель, втулка точно также, никто никого не касается - и соосность втулки и шпинделя практически гарантирована в пределах зазора пилота во втулке - около 0,010 мм :o . А это и есть цель всей операции центрирования, всех этих бесконечных воздушных подушек и их правильного алгоритма включения-выключения-блокирования.

Но стоит только шпинделю или втулке хотя бы немного отклониться от вертикали (справа на рисунке) - все, у станка начинаются проблемы (Хьюстон-Хьюстон...). Во-первых, даже с самым малым зазором во втулке появится перекос пилота в ней. Кроме того, и это самое важное - тонкий пилот диаметром 7 мм и меньше легко гнется под любой боковой силой. А поскольку шпиндель тяжелый, а штурвал еще тяжелее :mrgreen: , все это приводит к самому распространеному дефекту обработки седел на станках - несоосности седла и направляющей втулки :D . Что влечет за собой букет новых проблем уже владельца автомобиля с отремонтированной головкой цилиндров - неустойчивость на холостом ходу, пропуски, лампу Check, расход топлива, масла и ... повторный ремонт в самом ближайшем будущем :( . И чем тоньше пилот, тем букет будет больше и красивей :P .

Чтобы всего этого не случилось, видится простой и очевидный путь - загнать все нахрен в вертикаль, и шпиндель, и втулку :D . Но... тут встает новая проблема - и как же это сделать? То есть, чем же мы будем все это измерять? У вас есть такие приборы? Нету? И у нас тоже их нет... :( Вот так незадача... :x

Как померить вертикаль?

И действительно, для того, чтобы установить шпиндель строго в вертикали при балансировке, есть только один более-менее пригодный прибор - например, вот такой вот рамный уровень (он используется для выравнивания самого станка):

Изображение

Прибор хороший и цена у него тоже хорошая - тыщ под 20. Но самое главное - теперь нужна сноровка-закалка-тренировка, чтобы с его помощью отрегулировать положение шпинделя, прикладывая его с разных сторон к пилоту, торчащему вниз из шпинделя, и проверяя его "напросвет". Не забываем, что это требуется в 2-х перпендикулярных плоскостях, а любое изменение положения противовеса шпинделя будет влиять сразу на оба направления.

Кроме того, сразу встает вопрос с технологической базой, относительно которой надо искать вертикаль - она у вас есть или у вас ее нет? Скорее всего, ее может и не быть, потому что стол вашего станка не факт что строго горизонтален. А тогда вам и рамный уровень не поможет, даже если он самого точного класса 0,01 мм. Кстати, а он у вас еще не падал со станка? А то чего-то странно кажет... :shock:

С положением направляющей втулки все еще хуже. Кто это там опять бежит? А-а-а, это наши "друзья"-продаваны бегут с пузырьковыми уровнями наперевес :lol: :lol: :lol: . Такой уровень надевается на пилот, отдельно вставленный в направляющую втулку - и его пузырек показывает куда наклонена ось пилота/втулки. Отличный прибор, все в нем просто прекрасно, кроме одного - его точность то ли +бесконечность, то ли -бесконечность, сразу и не разобрать. Вот такой примерно: :D

Изображение

Чтобы высокая точность пузырька не сгубила головку блока, некоторые мастеровые применяют еще более точный способ 8) . Они вставляют тот же пилот в направляющую втулку, а рядом подводят шпиндель с пилотом - и смотрят прилегание 2-х пилотов "на просвет". Это вообще точнейший способ из всех самых точных - к бесконечной погрешности самого измерения добавляется погрешность положения шпинделя относительно вертикали.

Изображение

Короче, картина Репина "Приплыли"... :( Продаваны могут отдыхать, потому что их уже бесполезняк о чем-то спрашивать, когда станок тупо косит в сторону, а неприлегание клапана к седлу видно невооруженным глазом как после заштатного нювея :( . Причем особенно все это вылезает именно там, где любимые игрушки продаванов - шарнирные станочки с коническим пилотом, вообще не способны обрабатывать, а могут только тупо и красиво гладить седла - это на диаметрах пилотов 5,5-6 мм . :P

Что же делать, чтобы все исправить?

На сегодняшний день единственный производитель, который реально решил проблему обработки на малых диаметрах пилотов - это Provalve. И дело здесь не в том, что какой-то кулик решил похвалить свое болотце - дело-то совсем в другом. И оно гораздо хуже, чем может показаться на первый взгляд. 8)

Что же такого военного придумали инженеры Provalve? Они по нашему наущению и по предложению нашего партнера из ближнего беларуского зарубежья (МеталлПромТехно) взяли и установили... электронный датчик наклона :) .

Ха-ха-ха... Это кто же там ржет из-за угла? А-а-а, это наши "друзья"-продаваны опять подбежали :mrgreen: . С электронным датчиком уровня наперевес - вот он, кричат, философский датчик-камень всей вашей хваленой цилиндрической обработки седел! Ща мы ему...

Огорчим - никто и никому. Куда был установлен электронный датчик уровня в станке Provalve? Совсем не туда, куда он устанавливается в шарнирных станках - не на пилот, вставленный в направляющую стулку. А прямо туда, куда Макар телят не гонял :mrgreen: - внутрь самого шпинделя! :o :o :o Нахрена, спрашивается? Да все предельно просто. Судите сами по операциям на станке Provalve :D .

Операция "Балансировка шпинделя". Измерение делается примерно за пару секунд - опустили шпиндель пониже (чтобы центр его масс оказался ниже центра сферы), включили сферическую воздушную подушку шпинделя, теперь смотрите на стрелки на мониторе "телевизора" станка. Точность? А сколько хотите? 0,05 мм хватит? Уверены, что нет? ОК, тогда 0,02 мм - именно столько дает датчик на длине 100 мм. А сколько сможете сделать рамным уровнем? А он у вас есть? И что - жив еще, курилка? Сколько-сколько? :mrgreen:

Операция "Определение положения направляющей втулки". Теперь подводим шпиндель кончиком пилота ко втулке и подаем шпиндель вниз, пилотом во втулку. Далее включаем сферическую и плоскую подушки шпинделя. Что получилось? На экране установится искомое отклонения оси втулки от вертикали - по оси Х и У. Ровно 1 секунда на измерение :o . Если отклонение обнаружено, потребуется повторить выравнивание станины станка, после чего надо поправить положение головки цилиндра в зажимном приспособлении на столе станка.

На проверку и выравнивание станка, действительно, уйдет некоторое время - минут 15-20. А что делать, кому сейчас легко? Зато это только 1 раз, и потом на регулировку положения головки цилиндров потребуется не более минуты - и это гарантия, что втулка встала строго по вертикали. :|

Теперь вы имеете строго вертикальный шпиндель и строго вертикально расположенную втулку - точите, Шура, они же уже золотые! :D Вот так это делается на самом деле, т.е. вот так работает датчик наклона шпинделя в станке Provalve (картинка кликабельна):

Изображение

И это не только гарантия качества обработки на малых пилотах. Самое важное - оператор на станке Provalve теперь все видит на всех этапах работы - и при центрировании, и при обработке. И всегда может вмешаться и поправить положение головки, если втулка вдруг отъехала от вертикали. А что видят операторы других станков? Ничего. Ровным счетом 0. Они работают полностью вслепую, наобум и по наитию, и им остается надеяться на русское "авось" - вдруг прокатит? :mrgreen:

Если станок хороший, то чаще, конечно, прокатывает. Но если станок кетайский так себе, да еще и пилотик тоненький, то мы сочувствуем :) . От всей души практически соболезнуем. :P И настоятельно советуем - приобретайте станки со встроенными датчиками, скоро такие датчики будут в каждом шпинделе. Ну, только если у каких-то самых ленивых кетайцев их не будет. Да и то недолго :mrgreen: .

Так-то вот :D . В таком разрезе. Это если коротко - сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок :mrgreen: . То есть, мы не только со встроенным принтером, но и со встроенным датчиком наклона шпинделя всех обманули :lol: :lol: :lol: . Не просто же так мы тут самые главные по "обману всей России". :lol: :lol: :lol:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Николайпоп
Технический директор
Сообщения: 2272
Зарегистрирован: 24 июл 2014, 12:28
Откуда: raze((стертый до основания), Резан(Рязань))

Re: Продолжение темы "Что нам дала эта выставка?" или "Как я провел это лето?"

Сообщение Николайпоп »

Не, не пойдеТЬ, а вдруг, на земле, ПУteen, силой мысли, отключит гравитацию :roll: А :?: :mrgreen:
Сажайте дубы!(https://m.youtube.com/watch?v=i0U84L3Qp ... I&index=22)
"Stay on roads to minimize your vehicle's impact on the environment". Mister"Land Rover"
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Продолжение темы "Что нам дала эта выставка?" или "Как я провел это лето?"

Сообщение AB-Engine »

Да - тогда точно будет проблема... :(
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Николайпоп
Технический директор
Сообщения: 2272
Зарегистрирован: 24 июл 2014, 12:28
Откуда: raze((стертый до основания), Резан(Рязань))

Re: Продолжение темы "Что нам дала эта выставка?" или "Как я провел это лето?"

Сообщение Николайпоп »

AB-Engine писал(а): 22 сен 2021, 00:08 С положением направляющей втулки ... пузырьковыми уровнями

Изображение

Операция "Определение положения направляющей втулки". Теперь подводим шпиндель кончиком пилота ко втулке и подаем шпиндель вниз, пилотом во втулку. Далее включаем сферическую и плоскую подушки шпинделя. Что получилось? На экране установится искомое отклонения оси втулки от вертикали - по оси Х и У. Ровно 1 секунда на измерение :o . Если отклонение обнаружено, потребуется повторить выравнивание станины станка, после чего надо поправить положение головки цилиндра в зажимном приспособлении на столе станка.
Для лучшего видения и понимания вертикали втулки, возможно, почему бы, нет, в следующей генерации, применить пузырьковый уровень, только в мониторе, написав кодец. Оператору станка как-то сподручнее совмещать "кружочки", ну, и есесвено оставить X и Y с цифырками - это, как у Л.Н.Т. - думать меньше. :roll:
Сажайте дубы!(https://m.youtube.com/watch?v=i0U84L3Qp ... I&index=22)
"Stay on roads to minimize your vehicle's impact on the environment". Mister"Land Rover"
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Продолжение темы "Что нам дала эта выставка?" или "Как я провел это лето?"

Сообщение AB-Engine »

Так он и написан уже - датчик внутри шпинделя, 2 шкалы - Х и У уже на мониторе, а пилот стал щупом. :D
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Ответить