Альма-матер - МАИ

. А в авиации при отстреле лопастей никаких вытягиваний шатунов не происходит

. На то она и авиация - там 12ХН3А рулит, ее при закалке до 38 HRC не сломать и не растянуть...
В других видах техники вроде тоже - танки БТ начинали прыгать на бензинках, а закончили на 500-сильных дизелях. И если бы там при этом шатуны растягивались, то всех конструкторов-копировальщиков - и танка и дизеля, товарисчь сталин сразу бы до дуба свел

. Танки и сейчас прыгают - вроде дизеля не разлетаются...
Но это только с исторической стороны - там не все может быть так просто, как хотелось бы, потому что кто хотел, тот документики нужные уже давно выправил

. Поэтому важно рассмотреть со стороны процесса - где та самая @ порылась

.
А со стороны процесса - в 4-тактном дизеле минимальное давление в цилиндре может быть также как и в бензиновом - где-то в момент перекрытия, т.е. начала впуска. И этот момент для шатуна и болтов самый нехороший

, потому что ускорение максимально, и растягивающие нагрузки на шатун и болты - тоже....
Если снять нагрузку, то исчезает момент сопротивления, и кроме положительного крутящего момента, ничего военного произойти не должно. Далее под действием момента вся масса начнет раскручиваться, но все зависит от времени - если время пару секунд полета, 1 тонна, обладая изрядным моментом инерции, не успеет разойтись, а вот если лететь долго, то тут ничего нельзя исключить, особенно, когда у солдатика в одном месте сожмется, и он не сможет газульку отдать

.
Но это так, для смеха

. А вот если серьезно, то нельзя также исключать, что на процесс могут повлиять какие-то серьезные переходные колебательные процессы

. Например, при резком исчезновении нагрузки возникает некий удар - от поршня через шатун к колену - на раскрутку

. В результате
коленвал через долю секунды проскакивает вперед (на него нет нагрузки), поршни с шатунами отстают (приближаясь к НМТ, момент падает, да и направление, в котором хочет переместиться поршень с шатуном, никак не совпадает с направлением вращения шейки), и возникает повторный удар, но уже не от резкого толкания поршнем коленвала на раскрутку, а наоборот, потому что коленвал резко тянет поршень и шатун за собой

.
Здесь как раз и возникает та самая растягивающая ударная нагрузка

, причем не можем исключать, что она ну о-о-очень большая

. Такие колебания в виде переходного процесса при полете техники будут продолжаться в каком-то слабо затухающем виде... А при нажатии на гашетку - может, и вовсе не затухающем. И при неважных материалах невысокой прочности и высокой пластичности (а где-же там хорошие материалы?) вполне способны вытянуть шатун до упора поршня в голову...
На самом деле для решения такой задачи в современных условиях совсем необязательно строить установку на 1500 кВт и губить боевой дизель - вполне можно использовать программу, не к ночи уже упомянутую сегодня Lotus Engine Simulation, например

... Хотя нельзя исключать, что ударные нагрузки просто так в руки не дадутся

, и все-таки дизелек загубить придется

. А чего - вона их сколько уже загубили, в Донбассе-то

, пусть-ка один на доброе дело пожертвуют

.
Как-то так...

А вот научных статей по этому вопросу - увольте, не знаем...
