Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Любые вопросы по дефектам, поломкам, технологии мехобработки и восстановления коленвалов, блоков и головок блока цилиндров, шатунов и всех прочих моторных деталей и узлов.

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

MerTV
Технический директор
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 20:35
Откуда: Нижний Новгород

Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение MerTV »

Всем доброго дня! Прошу помочь разобраться в щекотливой ситуации. Сам не станочник,не могу апелировать с станочниками никак. Хотелось бы понять правильны мои догадки или нет.
Ситуация такова: в некую организацию на протяжении многих лет вожу железо на станочные работы. Нареканий практически не было,расслабился и доверял. В очередной раз забрал коленвал после шлифовки,без проверок на призме и замеров. Начинаю собирать мотор и коленвал зажимает. Сильно,не провернуть. Зажимает при зятяжке средней коренной шейки. Без нее все крутится. Ставлю индикатор и вижу биение на средней шейке около 5 соток (по мануалу максимальное биение 3 сотки). Плюсом перемерил все вкладыши и средние(совмешенные с упорными полукольцами) имеют толщину на одну сотку больше чем другие. Но вкладыши тут просто сыграли мне на руку,ИМХО. Были бы как соседние возможно и проканало бы,не заметил. Но кривизна недопустима,повез коленвал обратно в контору. Предварительно его осмотрев,возможно не особо тщательно,но следов ударов значимых я не увидел. Привез,коленвал забрали и я опять сделал глупость и не пошел проверять коленвал при мастере,на их призмах. Он сказал что коленвал с биением и с этим будет разбираться инжинер по гарантии,но не сегодня. Ок,оставил коленвал,полностью доверяя. Через пару дней звонит инженер по гарантии и говорит что не знает как так получилось,но на коленвале имеются следы удара. И наверное по этой причине он имеет биение. И предлагает шлифовать в 0.5. Причем бесплатно,так как непонятная ситуация.
Поговорив с владельцем машины и обсудив это было принято решение не соглашаться на это,владелец был категарически против ,я тоже не горел желанием. Озвучили это инжинеру,я предложил купить коленвал б/у и шлифануть его в 0.25 под имеющиеся вкладыши,а сумму за сам коленвал зачесть в счет будущих работ. Получил устное предварительное согласие,но типа надо будет согласовать с директором.
Приобрел коленвал,сумма правда оказалась не совсем та что озвучивалась,но не космическая. И тут мне заявляют что оказывается я что-то неправильно понял. Они только отшлифуют бесплатно,как постоянному клиенту,а за коленвал они не заплатят. Аргументы такие:
1. После их станка (К1500U AMC-SCHOU) биение вообще невозможно. Коленвал был снят с него прямой на 100%
2. Они посмотрели видеозаписи и следов и намеков на падение или ударов по коленвалу не увидели
3. Коленвал уронил я или мои работники (а я на данный момент работаю один)

Чесно говоря не был готов к такому. Но коленвал нужен был как воздух,машина зависла со всеми этими поисками,попросил лишь побыстрее сделать контрактный. Его сделали практически моментально,приехал забирать,ложим на призмы и видим биение 2 сотки. При допуске в 0.03 он вроде как в норме,но как же утверждение что коленвал снимают со станка вообще без биений? Ладно,забираю оба коленвала,приезжаю домой и решаю перемерить кривой коленвал. И что я вижу? Биение с 5-6 соток вдруг стало 1 десятка. При перевозке в машине гнет? Тщательно осматривая место удара вижу что их было как минимум два и,если честно,я в сомнении что не заметил бы их при первом осмотре. Место с меньшими повреждениями заметил,а это нет... Как то подозрительно...

Если не лень сделал видео: https://youtu.be/s0mxgAAV72s

Вот сейчас вырисовывается такая в голове картина: Коленвал завалил шлифовщик. Ударов по нему не было. Привезя коленвал на рекламацию сделал глупость и не снял параметры в присутствии мастера,замеры наверняка делал тот же шлифовщик. Поняв что за косяк есть вероятность ответить грамотно ударив в нужное место имитировал что косяк от падения,чем увеличил кривизну.
То что после станка валы могут быть не в нуле,а в допусках ясно по второму валу. Но хотелось бы еще мнения людей которые работали на подобных станках Можно или нет сделать биение средней шейки в 0.05 мм? Коленвал от легкового авто 1.6 литра,коротенький. Директор утверждает что такое невозможно и все тут.

Поскриптум: ну и на сладкое. Плюнув на все разборки стал собирать двигатель с вторым коленвалом. Корни затянул,все в норме. Шатунные затягиваю и все клинит. Причем любой шатун один все клинит намертво. Начинаю перемерять все что можно,все в норме. Внутренний диаметр в норме. Шейки в норме. Толщина вкладыша в норме. Собираю шатуны с вкладышами на старом колене все крутится... Тихо охреневаю.. И в итоге понимаю что на новом колене недошлифовали угол галтелей и им клинит вкладыши намертво... После разговора с инженером по гарантии сказали привозите,перешлифовать галтели не получится,не выставим так коленвал чтоб не повредить шейки. Только перешлифовывать в 0.5...
Вышел из ситуации подточив вкладыши,подогнав их потихоньку под сушествующий угол галтели... Хочется матом ругаться. Не жалко денег,хоть и 8 килорублей не лишние. Жалко времени и разъездов туда-сюда. Так еще и типа сам виноват.

Можно же или нет сделать кривым коленвал на станке К1500U AMC-SCHOU ??? И если можно то как? Хотя б в паре слов понятных для не станочника. Предстоит разговор,опять задавят своим мнением
Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение Kudrik »

MerTV писал(а):Может ли быть колен/вал кривым после шлифовки?
Может. Ведь технологию шлифовки устанавливает человек, а не станок.

КАК ПРИМЕР, Даже идеально отшлифованный(ПО ОСИ) в корнях к/вал ---- можно затем "прогнуть". при дальнейшей шлифовке шатунных, если был перегрев шатунной , при её шлифовке....

Возможные причины прогиба оси к/вала, при выполнении шлифовальных работ:

https://www.chipmaker.ru/topic/75332/
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение AB-Engine »

Картина маслом, лет примерно 25 назад. :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

Утро рабочего дня, звонок на сервис 8) :
"Это шлифовщик Василий, ваш коленсал готов, срочно приезжайте забирать!" - "Вася, привет, спасибо, но сейчас приехать не можем - водитель будет позже." - "Да вы что, я же сказал - срочно приезжайте! У меня коленвал гнется по сотке в час, это же к вашему приезду десятка набежит!" :lol: :lol: :lol:

Халтура 100%-ная, злостная, с враньем, причем трижды :evil: :
1. Шлифовали с перегревом галтелей, коленвал начал релаксировать и гнуться.
2. Вместо того, чтобы просто аккуратно поправить, развели клиента на бабки, придумав какой-то удар, от которого коленвал погнуть вообще невозможно.
3. Но с другим коленвалом тоже не справились - опять перегрели все галтели. То есть, поскольку из своей халтуры ничего не вынесли, ее тупо повторили еще раз.

Остается бежать за 3-м коленвалом и наблюдать, как он после шлифовки тоже будет гнуться :lol: :lol: :lol: .

Самое главное, не забудьте, что говорил Вася - сотка в час :lol: :mrgreen: .
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение AB-Engine »

Да, кстати - от кривых ручонок еще ни один станок не изобрели :mrgreen: .
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
MerTV
Технический директор
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 20:35
Откуда: Нижний Новгород

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение MerTV »

AB-Engine писал(а): от кривых ручонок еще ни один станок не изобрели
вот я тоже в этом уверен. Но утверждают что станок супер-пупер
MerTV
Технический директор
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 20:35
Откуда: Нижний Новгород

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение MerTV »

А вообще как должно быть после шлифовки? Коленвал должен быть прямым или просто попасть в допуски?
MerTV
Технический директор
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 20:35
Откуда: Нижний Новгород

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение MerTV »

И еще вопрос: а бывает ли так что не провернутый коленвал, с рабочего двигателя вдруг по всем шейкам с стандарта не выходит в 0.25 и шлифуется в 0.5. Думаю тоже таким методом косяки просто маскировали, за последний год просто пара таких случаев была, удивило, но не задумывался что и как. До этого лет 10 такого не встречал.
Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение Kudrik »

MerTV писал(а):....бывает ли так что не провернутый колен/вал, с рабочего двигателя вдруг по всем шейкам с стандарта не выходит в 0.25 и шлифуется в 0.5....
Бывает, встречалось на коренных. На многослойных вкладышах(с бронзовой подложкой) шейка может истереться очень сильно(в диаметре). Оставаясь на вид, "как новая".....

Вы бы сначала изношенные шейки сначала измерили. Чтобы понять про какой износ идёт речь...
MerTV
Технический директор
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 20:35
Откуда: Нижний Новгород

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение MerTV »

Если вкладыши не провернуты то обычно тупо штангелем замеряю, чтоб понять какой размер. В большинстве случаев вал изнашивается с краев больше(корни) а в середине ступенька. Обычным микрометром не подлезть, да и смысла не видел особо. Если вал в стандарте то всегда шлифовался в 0.25. А тут вдруг вроде вал в стандарте, не провернутый, износ есть но видел и хуже. И звонят что в 0.25 не выходит, шлифуют в 0.5. Был удивлен. И так пару раз за этот год.
Ремонтирую корею-японию маленькие бензинки. Все что лезет в мойку 600 мм, а это рядные четверки.
Сейчас просто анализируя события задумался как двигатель мог ездить если у него шатунные шейки с зазором были что не дал в 0.25 отшлифовать. Давление обычно раньше пропадает, лампочка на ХХ горит,а вал выходил в 0.25
MerTV
Технический директор
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 20:35
Откуда: Нижний Новгород

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение MerTV »

Фото галтелей еще выложу,делал на телефон,с менеджером общался,не верил что такое возможно,пришлось на вайбер прислать. Не особо качественные,но видно что угол спуска более длинный

Это первый,кривой,коленвал

Изображение

А это тот на котором зажимает край квладыша

Изображение
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение AB-Engine »

Вся кривизна вала сидит в шатунных галтелях. Если шлифовать без головы, врезанием и на произвольных режимах с недостаточным охлаждением, то вал будет на 100% кривым, причем он будет гнуться со временем.

Халтура выглядит так:
1) за счет естественной эксцентричности оси шатунной шейки и оси ее вращения на станке съем (припуск) по окружности будет переменным,
2) шлифовка всегда приводит к созданию поверхностных напряжений растяжения,
3) переменный съем по окружности приведет к переменному по окружности распределению напряжений,
4) напряжения зависят от режимов шлифовки,
5) в результате в шатунные галтели вносятся напряжения, которые неизбежно приводят к деформации вала,
6) в момент, когда вал зажат в станке, он может быть еще прямым, но как только он будет снят, он сразу станет кривым,
7) дальнейшая релаксация напряжений (старение) приведет к дальнейшей деформации вала,
8) обычный предел деформации зависит от конструкции вала, но это близко как раз к 0,10 мм.

Отсюда 2 вывода :wink: :
1) шлифовка в данном случае представляла собой 100%-ную халтуру,
2) шлифовщик не в курсе, как шлифуются валы,
3) не исключено, что он шлифовал коренные шейки не в центрах, а с одним патроном, что для мелких валов категорически запрещено,
4) также не исключено, что даже если он шлифовал в центрах, он дал чрезмерное осевое давление, что на станке К1500 чрезвычайно легко сделать, в результате чего вал был в станке деформирован, затем отшлифован таким прямо, а далее снят и сразу погнулся - совершенно очевидно как 2х2,
5) оба варианта говорят о том, что речь идет о полном неадеквате-пэтэушнике, не способном сделать тонкий вал по причине полного непонимания процесса шлифовки.

В свое время именно эта проблема привела к тому, что нам пришлось начать организацию собственного цеха механической обработки деталей - никто не мог обеспечить наши требования. В рассматриваемом случае у клиентов нет выбора - они все равно ничего с этим криворуким сделать не смогут, они всегда будут виноваты во всем. Если даже не виноваты, ударом кувалды по валу их всегда такими сделают.

Наше вам сочувствие :cry: . Бесполезно с ними спорить - просто берите и несите вал в любую другую мастерскую. Хотя нельзя исключить, что там будет еще хуже.

Кстати, именно по этой причине уважающие себя производители запрещают ремонт - чтобы вот таки криворукие шлифовщики не мучили их моторчики :mrgreen: .
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение Kudrik »

Спасибо, внёс в заметки....
MerTV
Технический директор
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 20:35
Откуда: Нижний Новгород

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение MerTV »

Огромное спасибо за развернутый ответ!
Yama
Моторист
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 10:40

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение Yama »

Интересно,конечно.Тут у нас по-соседству тоже такой станок,но после него валы перевозят на переделку на какой-то древний станок.А модель двигателя нельзя озвучить?Так сказать с галтелями разобраться,чисто для себя.
MerTV
Технический директор
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 20:35
Откуда: Нижний Новгород

Re: Может ли быть коленвал кривым после шлифовки?

Сообщение MerTV »

Yama писал(а):А модель двигателя нельзя озвучить
G4ED
Ответить