SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Повышение мощности, оптимизация настроек, изготовление специальных деталей, постройка спортивных моторов и др.

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Ответить
AlPap
Водитель
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 авг 2019, 06:24
Откуда: г.Улан-Удэ

SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение AlPap »

Здравствуйте, уважаемые специалисты в моторостроении и тюнинга.

Данный рассказ пойдет о замечательном отечественном автомобиле, гордо носящим заморскую эмблему, "Шевроле Ниве".

Покупка данного автомобиля была не спонтанной, а весьма обдуманной - приобреталась в замен другой "Нивы" Ваз 21218 - удлиненной трехдверки. Шевроле Нива, как и ее предшественница, стала вторым автомобилем, которой необходимо была решать ряд задач по хозяйству, вылозкам на природу и т.п.

Масса снаряженного автомобиля Шевроле Нива значительно превышала массу той же трехдверки, что сказалось на динамике автомобиля не в лучшую сторону. И для того, чтобы более-менее уверенно держаться в потоке приходилось изрядно подкручивать мотор и активно работать рычагом переключения передач. Возникали трудности с троганьем с места, особенно в горку, где то и дело приходилось включать пониженный ряд передач, и это на автомобиле без груза. Двигателя такой машине явно не хватает. Честно признаюсь, но в этом плане на Ниве 21218 было ездить намного легче.

И после поездки по трассе, где каждый обгон это невероятное событие, посетила мысль об увеличении мощности двигателя. Напрашивались два основных варианта:
1) Тюнинговать родной мотор;
2) Установить другой мотор, который уже с завода имеет бОльшую мощность и выше крутящий момент на низких оборотах.

От первого варианта пришлось отказаться, в виду того, что не было, ни опыта, ни знаний в этой области. Хотя, статья о доработанной Ваз-2107 на сайте АБ-инжиниринг вдохновляла.

Второй вариант казался более реальным и более дешевым. Тем более, на тот момент был опыт постройки нескольких спортивных автомобилей класса Д2 спринт и маленьких машин типа "дирт карт" (или "Гоу карт").

Так вот. СВАП проходил в несколько стадий в течении двух лет:
Мотор был выбран от Тойоты: 7A-FE с системой Lean bern от Toyota Carina AT211, в которой он располагался поперечено. Выбор пал именно на этот вариант из-за габаритов самого мотора, его конструктивной простоты и несложной адаптации.

1) Мотор был агрегатирован с КПП ВАЗ-2123, от есть с родной. Из доработок:
А) Был установлен поддон от 4A-FE, но доработан;
Б) Ресивер остался родным, но узел дроссельной заслонки был перенесен на другую сторону ресивера, и во впускном коллекторе были удалены заслонки системы Lean bern;
В) Система охлаждения была адаптирована под штатный термостат и радиатор, циркуляция осталась прежней, то есть по малому и большому кругам;
Г) Маховик от 7A-FE был переточен, по форме и габаритам был «один в один» с родным вазовским, отличались только расположением крепежных отверстий;
Д) Стыковка КПП и ДВС через переходную плиту. Маховик крепился к коленчатому валу через дистанционную проставку.
Е) ЭСУД остался от двигателя ВАЗ-2123.

Каков результат. Двигатель заводился, работал. Машина ездила, но… Трогаться стало сложнее, особенно на горячую, при старте машина начинала дергаться, как при перегретом сцеплении, даже замена сцепления Valeo на Sachs проблему не решила. Да и вообще, сложилось впечатление, что момента до 2000 об/мин недостаточно, очень мало. Хотя ВСХ мотора обещала почти пиковое значение в 155 Нм уже на 1700 об\мин (при полностью открытой ДЗ конечно же). Все же, момента должно быть больше, чем на родном моторе при прочих равных.
И, главное. Выявилась сильная вибрация при увеличении частоты вращения К.В. даже без нагрузки. Вибрация низкоамплитудная, но высокочастотная. Если дотронуться до мотора, то по ощущению как будто ударяет электрическим током. При нагрузке и при движении такая работа двигателя передавалась на кузов, панель приборов начинала вся трястись.

Первая мысль, это неотбалансированный маховик. Был снят маховик, но балансировался он статически. Результат: ничего не изменилось.
В это время были эксперементы с прошивками для блока управления двигателем. Потом установка ЭБУ Январь 7.2, настройка и откатка прошивки, но к положительному результату это не привело.

В целом динамика конечно же изменилась, обгоны стали даваться легко, в городе ездить было легче. Расход топлива упал со стабильных 14 л/100км, до 11 л/100 км. Даже груженая легко шла 140-150 км/ч. Крейсерская скорость 100 км/ч, против 80 км/ч на родном моторе.
Проблема с троганьем и вибрацией осталась.

2) Мой товарищ покупает Toyota Carina SA60 1984 года, которая с завода агрегатировалась мотор 1S-U и механической кпп T50. Машина была куплена под проект. Общее техническое состояние было на 4+, по пятибальной шкале. В дальнейшем мы установили туда 1UZ с механической КПП Getrag 260. Получилось все отлично, а/м эксплуатируется по сей день.
Кпп с этого автомобиля как никакой другой подходил моему двигателю. Опущу подробности, но через непродолжительный промежуток времени, эта КПП заняло место под днищем моей Шеви Нивы. То есть Силовой агрегат по механической части представлял собой полностью заводское исполнение. Заводские: маховик и сцепление в сборе.
К моему удивлению, результат не сильно отличался от первого варианта, проблемы с троганьем и вибрацией остались.

3) Замена ЭСУД на Toyota. Все необходимые работы были сделаны. То есть по электропроводке и расположению всех датчиков это было полноценное заводское исполнение, кроме расположения узла дроссельной заслонки.
По работе двигателя практически изменений не было, кроме температурного режима. Штатная ЭСУД ВАЗ-2123 «грела» мотор до 99 градС, а ЭСУД Тойота температуру в районе 90 градС. Вероятно, по этой причине стало немного лучше, трогаться стало чуть легче. Но не на много. Вибрация так и осталась.
В этот период был подготовлен еще один аналогичный мотор и установлен (хотя я отговаривал) в другую Шеви Ниву. КПП ВАЗ-2123, маховик 2123 с адаптированными отверстиями, ЭСУД Тойота. Весь результат был полностью аналогичен. Все те же самые проблемы. Все один в один – трудно трогаться и вибрация
Борьба с этими недугами шла полным ходом. Обдумывали каждую систему. Увеличили в объеме ресивер, снимали выпускной коллектор, и тд. Единственное, что не делали, не пробовали запустить мотор с впускным коллектором и ресивером без переделок, не позволяет ограниченный моторный отсек.
4) Вершиной этого неустанного СВАПа стала установка АКПП Aisin. Шеви Нива стала простой и легкой в управлении. Невероятная плавность хода и комфорт при движении, отсутствие пульсаций в трансмиссии. Пониженный ряд передач включаю только при движении задним ходом с груженым прицепом. В остальных случаях, даже при преодолении рельефных участков дороги тяги хватает. На сегодняшний момент я считаю, что двигатель 7A-FE и АКПП это оптимальное сочетание для Шевроле Нивы. Высокая, мягкая, комфортная, динамичная и легкая в управлении, с сохранившимся расходом топлива на уровне 11 л/100 км пути в городе. (г.Улан-Удэ)

И все же, несмотря на массу плюсов, ВИБРАЦИЯ осталась. Все та же дрожь двигателя, которая передается на кузов. Повышая общий шумовой фон.

Выше была вводная информация. Возможно, на данном форуме у кого-нибудь возникнет интересная мысль по поводу возникновения вибрации. Возникает она уже с 2500 об\мин, максимальная частота примерно на 4500-5000 об\мин.

Напомню. Двигатель 7A-FE с системой Lean bern. Правда он не функционирует, т.к. ЭБУ от 3S-FE. Из изменений по ДВС, это перенесенный на другую сторону узел дроссельной заслонки.
Сейчас я рассматриваю вариант установки ГБЦ от ДВС 5A-FE, у которого отличается впускной тракт в ГБЦ, то есть большие впускные окна, в отличии от 7А, в которой небольшие круглые окна, а перед одним впускным клапаном имеется перегородка, перенаправляющая поток ТВ смеси. Чисто из предположения, что изменилась газодинамика из-за перенесенного дроссельного узла.
Однажды ты захочешь комфорта и вернешь все в сток
Николайпоп
Технический директор
Сообщения: 2272
Зарегистрирован: 24 июл 2014, 12:28
Откуда: raze((стертый до основания), Резан(Рязань))

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение Николайпоп »

ТоваИщи, вся это ебо тень нивы-шнивы предназначались по задумке для председателей колхозов(совеЦких рабовладельческий крестьянских хозяйств), местных партийных и комсомольских вожаков на случай военно-политического конфликта для перемещения по местности, и не о каком обгоне "фуры" на скорости 110 км/час не может быть и речи.

p.s. имеется ряд примеров когда люди купив ниву-шниву разочаровались в динамике этого недоавто и вернулись обратно к "приорам" и "рисовозкам".
Сажайте дубы!(https://m.youtube.com/watch?v=i0U84L3Qp ... I&index=22)
"Stay on roads to minimize your vehicle's impact on the environment". Mister"Land Rover"
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение AB-Engine »

Да, но у товарисча наработок тьма - он уже может ателье открывать. :D

Касаемо вибрации - она явно имеет механический характер. Ее источником является двигатель. Далее через опоры она идет на кузов.

Если была бы проблема с вибрацией, то решением, на наш взгляд, могло бы быть такое - надо ставить гидравлические опоры, т.к. их не просто так придумали.

Но. Может так случиться, что дело совсем не в бобине. Даже скорее всего. Вибрации от двигателя возникают совсем не при трогании. А когда при трогании? А вот когда... 8)

В трансмиссии с кучей карданов при трогании с места вибрации могут возникать только от несоосности осей, соединяемых карданами. То есть, в состоянии покоя в авто все карданы должны стоять так, чтобы никаких перекосов осей не было.

Так вот. Судя по тому, что проблема появилась сразу после переделки и так и не была устранена даже с АКП, речь идет именно о несоосности в карданах. И пока она не будет устранена, будет все вибрировать именно при трогании - крестовины, не являясь ШРУСами, просто переламываются на малых скоростях при больших несоосностях.

То есть, сначала нужно убедиться, что эта проблема имеется, а затем нужно так отрегулировать положение (поперечное смещение, продольный наклон) двигателя с АКП, чтобы на стоящем на месте авто ось выходного вала АКП точно смотрела на ось ведущего вала заднего редуктора. Если это будет достигнуто, все вибрации на 100% пропадут. 8)
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
AlPap
Водитель
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 авг 2019, 06:24
Откуда: г.Улан-Удэ

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение AlPap »

Большое спасибо за ответы!

Хотелось бы уточнить.
Вибрация на двигателе даже при покоящимся, то есть не движущимся автомобиле. Открываю капот, двигатель работает на ХХ. Рукой приоткрываю дроссель, и как только частота вращения достигает 2500 об/мин (или около того) возникает вибрация, или дрожь. Чем выше частота вращения коленвала тем сильнее дрожь. Если в этот момент прикоснуться, допустим к ресиверу или клапанной крышке, то тут же, как бы, получаешь, удар электрическим током. Очень похоже.
Опоры двигателя не причем. И дело не в том, чтобы погасить эту вибрацию в опорах, а в том, чтобы ее устранить в двигателе. Более того, подкатным краном поднимал ДВС, предварительно открутив с опор, вывешивал, заводил "крутил" - вибрация осталась.
Таким образом, я подошел к такому моменту, где исключил все возможные внешние причины. Остался один двигатель. Что-то в нем работает не так. На данный момент мотор прошел 34 тыс.км и ничего в нем не развалилось. Все опоры родные для двигателя и КПП, именно такие ставились на заводе на автомобили с продольным расположением силового агрегата.

В первом варианте, когда стояла еще родная КПП вибрация была самой сильной (по моим ощущениям), при этом очень сильной (вибрировала аж панель приборов) при значительной нагрузке на мотор, "гудела" даже рукоятка КПП.

В последующих вариантов стало намного лучше, но при скорости 70-80 км/ч вибрация передается на кузов, возможно, что частота двигателя входит в резонанс с собственной частотой кузова или трансмиссии (карданных валов).

На счет соосности согласен. Все сделано так, чтобы двигатель стоял на одной линии с осью входного фланца раздаточной коробки.

До 60-70 км/ч все как на иномарке: легко, тихо, мягко. От 70-80 км/ч в горку заметно, даже чувствуешь на педалях, по прямой и особенно под горку почти не ощущаешь. Свыше 80 км\ч в любом случаем почти не ощущаешь. При 100 км/ч практически все тихо.

У коллеги Тойота Кариб с таким же мотором. Если этот мотор "покрутить" точно также как мой, т.б. в режиме свободного ускорения, никаких вибраций (дрожи) нет.

Немного резюмирую. Меня интересует природа возникновения вибрации на оборотах, почему мотор делает "Дзззззз"? ) Движение автомобиля рассматривать не будем.
Однажды ты захочешь комфорта и вернешь все в сток
Николайпоп
Технический директор
Сообщения: 2272
Зарегистрирован: 24 июл 2014, 12:28
Откуда: raze((стертый до основания), Резан(Рязань))

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение Николайпоп »

Не в тему конечно, но на двух тактниках, когда он делает Рыыыыыыыы и ему на полном газу(полностью открыта заслонка) начинают уменьшать топливо(обеднять), то он начинает делать Дззззззз.
Сажайте дубы!(https://m.youtube.com/watch?v=i0U84L3Qp ... I&index=22)
"Stay on roads to minimize your vehicle's impact on the environment". Mister"Land Rover"
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение AB-Engine »

AlPap писал(а):Меня интересует природа возникновения вибрации на оборотах, почему мотор делает "Дзззззз"? ) Движение автомобиля рассматривать не будем.
Открываем большие толстые книги по динамике кривошипных механизмов и начинаем изучение, чо. :mrgreen: Или думаете, что за Вас уже кто-то изучил?
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
AlPap
Водитель
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 авг 2019, 06:24
Откуда: г.Улан-Удэ

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение AlPap »

Николайпоп писал(а):Не в тему конечно, но на двух тактниках, когда он делает Рыыыыыыыы и ему на полном газу(полностью открыта заслонка) начинают уменьшать топливо(обеднять), то он начинает делать Дззззззз.
Спасибо!

Хорошая аналогия. Не сталкивался с таким. Вот и я думаю, что перенесены дроссель может как то влиять на наполеяемсоть цилиндров, тем более каналы выпускных клапанов замудренной формы.
Как вариант, поставить другую гбц с нормальными каналами выпускных клапанов.
Однажды ты захочешь комфорта и вернешь все в сток
AlPap
Водитель
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 авг 2019, 06:24
Откуда: г.Улан-Удэ

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение AlPap »

AB-Engine писал(а):
AlPap писал(а):Меня интересует природа возникновения вибрации на оборотах, почему мотор делает "Дзззззз"? ) Движение автомобиля рассматривать не будем.
Открываем большие толстые книги по динамике кривошипных механизмов и начинаем изучение, чо. :mrgreen: Или думаете, что за Вас уже кто-то изучил?
Наверное, если бы я этот мотор построил самостоятельно, то, скорее всего, изучение имело бы смысл.
Ну и если бы я взялся самостоятельно изучать динамику кшм, вряд ли бы стал обращаться к тем, кто её уже изучил :wink:

Мотор полностью штатный, изготовленый и собранный в стенах завода Тойота. Наверное, дяди, которые проектировали данный двс, в свое время изучили большую толстую книгу, :roll:
Однажды ты захочешь комфорта и вернешь все в сток
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение AB-Engine »

Тут как в анекдоте - вам кататься или шашечки? То есть - у вас вибрация или Тойота? Если Тойота, то вопросов нет вообще. Если вибрация, то был вопрос, откуда она - она из книг по динамике КШМ. Если же вопрос о том, как бороться с вибрацией, то это гидроопоры. А если вопрос о том, что вибрация при трогании, то это несоосность агрегатов, соединенных карданами. 8)
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
AlPap
Водитель
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 авг 2019, 06:24
Откуда: г.Улан-Удэ

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение AlPap »

Я видимо как-то не так формулирую вопрос. Извините, пожалуйста.

Не будем касаться опор и гидроопор, они гасят вибрацию, тем самым недопуская передачу на кузов. Это все понятно. Вопрос не в этом.
И не в том, что могут быть вибрации при трогании. Машина не движется.

Вопрос в том, почему на двух двигателях, абсолютно идентичных, прям всё всё, кроме выпускного ресивера. Но один мотор в карибе, а второй в ниве. И на первом при дросселировании нет вибрации, а на втором есть?

На хх эта дрожь дззз вообще на кузов никак не передаётся, то есть Опоры работают.

На д2спринт ставил мотор 2108 вообще без опор, кронштейны были изготовлены из реактивных тяг классического семейства и крепились к раме через сайлент-блоки. Такого дзззз не было. Вибрация была и ощущалась только на хх. Но совсем другая вибрация.
Однажды ты захочешь комфорта и вернешь все в сток
дёма
Водитель
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 13 июн 2019, 12:20

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение дёма »

до 2000 не тянет, вибрация. Компрессия, форсунки, зажигание - проверяли?
John Warner
Технический директор
Сообщения: 519
Зарегистрирован: 23 дек 2009, 18:18

Re: SWAP 7A-FE и проблемы эксплуатации

Сообщение John Warner »

Приветствую всех.
Свапал я 7A-FE вместо 4A-FE, ставил на Корону-Зубатку.
Из затруднений было лишь одно - найти комп движка нужного типа, от 5A-FE под механику, нужного года.
Косу сварганил сам за два дня, трудился тогда на СТО, занимался как раз такими вещами.

Собственно, изначально задача стояла просто починить заумиравший двиг, но он уже совсем, как впоследствии оказалось, загнулся - годы взяли своё.
Решили свапнуть, подобрали движок, воткнули. Ещё на этапе макетирования столкнулись с проблемой отсутствия в свободной продаже требуемых потрохов требуемого типа - ибо родное двигло было слишком старым, посему изначально исходили из предпосылки, что будем ставить движок другого года и с другим типом впрыска (заведомо новее).
Когда коллеги вкукожили силовой агрегат в автомобиль, я взялся и сварганил косу, подключил движок к автомобилю - по имеющимся схемам это было сделать несложно.
Ответить