Самый выдающийся водномоторник-чемпион и рекордсмен Сергей Васильевич Жиров

Любые вопросы, касающиеся исторических событий в технике, истории, музеев, современных и прошлых проектов и технологий

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Ответить
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20486
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Самый выдающийся водномоторник-чемпион и рекордсмен Сергей Васильевич Жиров

Сообщение AB-Engine »

Сергей Васильевич Жиров — выдающийся спортсмен-водномоторник, инженер-конструктор, ученый, старший научный сотрудник и преподаватель кафедры 202 Московского авиационного института, один из самых титулованных российских водномоторников: 10-кратный чемпион СССР и России, 11-кратный рекордсмен России, 6-кратный рекордсмен мира, 3-кратный призер Чемпионатов мира по водно-моторному спорту, неоднократный призёр и победитель в разных классах судов и в разные годы.

Изображение

Сергей Васильевич родился в Москве 16 января 1949 года в спортивной семье, его отец Жиров Василий Михайлович (1924—1984) — участник Великой Отечественной войны, многократный рекордсмен и чемпион СССР, заслуженный тренер СССР, главный тренер сборной СССР, а мать Жирова Галина Борисовна (1923) — многократная чемпионка и рекордсменка СССР по водномоторному спорту, заслуженный тренер России. Брат - Андрей Жиров, тоже знаменитый водномоторник. Ну, и сын Сергея Васильевича, тоже Сергей - уже не менее известный водномоторник. Так что это не простая семья, а самая настоящая водномоторная династия.

В 1964 году Сергей начал заниматься водно-моторным спортом, участвовать в соревнованиях, разрабатывать и создавать гоночные суда. Уже в 1967 году Сергей Жиров становится чемпионом Спартакиады народов СССР. В 1969 году он устанавливает свой первый всесоюзный рекорд, а в 1972 году одним из первых в СССР устанавливает несколько мировых рекордов.

В том же 1972 году Сергей окончил факультет двигателей МАИ и был оставлен в лаборатории кафедры 202 факультета инженером.

В течение ряда лет Сергей входил в состав сборной команды СССР, выступал в классе гоночных лодок OS-500, в том числе, на чемпионатах Европы. В те времена это был самый скоростной класс, лодки оснащались 4-цилиндровыми оппозитными 2-тактными моторами König объемом 500 см3 и с золотниковым газораспределением, развивавшие по тем временам рекордную мощность 120 л.с. (удельная мощность 240 л.с на 1 литр объема - почти в 3 раза больше современных автомобильных ДВС).

Изображение

Именно здесь проявился его талант конструктора и инженера-исследователя. Потому что именно в МАИ появились знаменитые винты Жирова, о которых ходили легенды... Кто работал в 80-х в лаборатории 202, помнит, как Сергей колдовал с отливками винтов из стали 40Х13. Обтачивал, растачивал, затачивал - и постепенно появлялось нечто, немного неказистого вида, но...

На очередном чемпионате Европы собрался весь водно-моторный бомонд. Все винты у "фирмачей" в чехлах - их не показывают, чехлы снимают только тогда, когда винт в воде, не дай б-г кто увидит секреты. А уж если попросить показать - ни за что не покажут. Вот тут Сергей Жиров и появился со своими неказистыми винтами, которые он и не думал прятать. Смеху было много и долго. Но смех быстро затих, когда лодка Сергей вышла на трассу. А когда прибыла обратно, собралась толпа, которой было уже совсем не до смеха - смотреть винт...

Изображение

Когда его спрашивали "а почему у Вас винт такой корявый, в то время как у всех винты полированные", Сергей говорил так: винт работает в воде только наполовину, вокруг него облако из капель воды, для работы в котором полировка не нужна, а может, и вредна. Судя по результатам, так оно и было. Но главное - он мог легко отойти от шаблона и не побояться сделать не "как у всех". А именно в этом и заключен талант исследователя, конструктора и организатора.

Еще одна "фишка" Жирова - выхлопная труба переменной длины, с приводом от дополнительной педали. При прохождении поворота скорость лодки становится меньше, на разгоне винт сильно загружает мотор, обороты меньше - и длину трубы надо больше. А по мере разгона после поворота двигатель раскручивается, и длину трубы надо уменьшать. Такая труба давала небольшое преимущество на каждом круге, всего-то какую-то секунду, но после всех кругов дистанции преимущество лодки с регулируемой длиной выхлопа было огромным.

Изображение

А в это время в СССР уже нарастал кризис. В 1983 году в связи с закручиванием "чекистских гаек" Сергей был сделан "невыездным" - как сотрудник "совершенно секретного" МАИ (хотя он не имел допуска к секретным документам), и за это отчислен из сборной СССР. Переживал, но не сдался и не сложил руки. Все сделал ровно наоборот...

В 1986 году Сергей собрал под своим началом в лаборатории МАИ настоящую команду-ух "плохих парней" - к.т.н., с.н.с. Хрулев А.Э. (только защитивший диссертацию по реактивным двигателям для беспилотных ЛА), старший инженер Лийн В.Э. (ныне ведущий автотехнический эксперт НАМИ), старший инженер Голубков С.В. (конструктор двигателей для картинга).

Под началом Жирова команда-ух быстро пошла в гору - были разработаны компьютерные модели 4-тактного ДВС, гоночного карбюратора, резонансного выхлопа. Вершиной стала компьютерная модель двигателя Стирлинга для подводной лодки - одно из последних достижений команды (1990). Но какая же теория без практики? Под руководством Жирова был создан испытательный мощностной стенд для двигателей мощностью до 30 л.с. для испытания поршневых ДВС для беспилотных ЛА, затем была разработана новая концепция авиационных ДВС для таких ЛА весом до 100 кг - 4-тактных водяного охлаждения, обеспечивающих максимальную дальность и продолжительность полетов (в то время, кроме 2-тактных воздушников, больших копий маленьких авиамодельных моторчиков, ничего не было и никто ничего другого и не рассматривал).

Именно на это время приходятся и многие изобретения Жирова - их более 20, большинство связаны с водномоторным спортом, но есть и автомобильные, в том числе, масляный фильтр и сигнализатор недостаточного уровня масла оригинальной конструкции:

Изображение Изображение

Довольно быстро руководимая Сергеем Жировым команда-ух начала печатать статьи и ездить на научные конференции. Трудно сказать, куда бы команда вырулила в будущем, но... наступила перестройка, которая спутала все карты - члены команды "ушли в свободное плавание" в самом начале 90-х. Но Сергей остался. Даже тогда, когда "умное" руководство МАИ выгнало его спортивный клуб из помещения (многочисленные дипломы и медали не помогли), и ему пришлось переехать в Морской клуб на Войковскую, он все равно остался. Как всегда, совершенно спокойный - кажется, его никто и ничто не могло вывести из себя. Хотя можно представить, что это ему стоило...

Понятно, что когда в конце 90-х на факультете двигателей МАИ была вновь открыта специальность "Авиационные поршневые двигатели внутреннего сгорания", Сергей фактически возглавил эту специальность на кафедре теории воздушно-реактивных двигателей, оснастил учебные классы и начал читать курс лекций по конструкции ДВС. Через некоторое время он получил должность старшего преподавателя кафедры.

И конечно, Сергей Жиров - самый активный участник, еще с 1980 г., многочисленных всесоюзных, всероссийских и международных выставок, смотров и салонов. В лаборатории МАИ даже шутили по этому поводу - если нужно что-то представить от МАИ, нет проблем, спросите Жирова. Результат - многочисленные медали ВДНХ СССР, ВВЦ, НТТМ, международных выставок, золотые медали Международного салона промышленной собственности «Архимед» и др.

C началом перестройки у Сергея, наконец, появилась возможность самостоятельно ездить на зарубежные соревнования. И вот, в начале 90-х, на стареньком советском микроавтобусе РАФ Сергей начал выезжать за границу на европейские соревнования - сидеть дома простым наблюдателем и сетовать на отсутствие денег было не в его характере. Слабенький моторчик "рафика" с трудом вытягивал лодку с моторами и канистрами с бензином - на скоростных европейских автобанах было большой проблемой двигаться со скоростью меньше потока тягачей, а рафик не мог удержать 90 км/час даже на небольшом пригорке. Но такие "мелочи" не могли его остановить...

К концу 90-х его талант спортивного организатора водномоторного спорта проявился в наибольшей степени. Сергей Жиров - один из главных в России зачинателей новых видов водномоторных соревнований. Одно из самых значимых его организаторских достижений - в 1997 году в рамках 850-летия Москвы, он впервые в истории Москвы и России с небольшой группой единомышленников организовал и провел в парке им. Горького чемпионат Мира в самом престижном виде гоночных судов - «Формула 1». Причем сам профессионально комментировал трансляцию этих гонок.

Изображение

В 1999 году Сергей создал новую разновидность водно-моторного спорта — дисциплину «Аквабайк». В 2000—2003 годах он был главным организатором чемпионатов России по аквабайку. А в 2005—2007 годах совместно со спортклубом «Новая Лига» он уже проводил Кубок мира по аквабайку, причем эти соревнования собирали рекордную зрительскую аудиторию - до 60 000 зрителей.

Изображение

В 2007 году впервые в Москве на Москве-реке в Лужниках Сергей организовал и провел чемпионат Европы в гонках на выносливость «6 часов Москвы» на спортивных мотолодках.

Сергей Жиров - автор многих публикаций в научных и популярных журналах по водно-моторной тематике. С 1995 г. - автор и ведущий программ по водно-моторному спорту на радио и телевидении («Голос России», «Радио-1», «Канал 2х2», «TV спорт», «Русский экстрим», «Авто+»), представитель России в Международном водно-моторном союзе (UIM), вице-президент Федерации водно-моторного спорта Москвы. А сколько еще было планов...

К сожалению, планы нарушила болезнь - Сергей Васильевич Жиров скончался 24 ноября 2021 года на 73-м году жизни.

Вечная память!
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Ответить